«Здоровая полнота» – не миф, а реальность
Медицина
Макрофаг – иммунная клетка, способная к активному захвату чужеродных или токсичных частиц. Credit: NIAID

«Здоровая полнота» – не миф, а реальность

Ожирение и связанные с ним болезни, включая сахарный диабет 2 и комплекс нарушений обмена веществ, который называют метаболическим синдромом, в последние годы принимают характер глобальной пандемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, с 1980 г. число таких людей в мире увеличилось более чем вдвое. Чтобы решить эту проблему, врачи и ученые не только дают рекомендации правильно питаться и заниматься спортом, но и активно занимаются исследованиями механизмов развития ожирения и сопутствующих патологий. И при этом находят нечто неожиданное…

Наша жировая ткань состоит в основном из особых клеток-адипоцитов. Большую часть клетки обычного белого жира занимает одна крупная жировая капля, состоящая преимущественно из триглицеридов. Если мы потребляем калорий больше, чем тратим, эта неизрасходованная энергия запасается в адипоцитах, как в энергетическом резервуаре.

Избыток жира в ткани приводит к тому, что макрофаги – клетки иммунной системы, принимающие участие в уничтожении чужеродных объектов и обладающие высокой функциональной пластичностью, становятся более «агрессивными». В жировой ткани развивается хронический воспалительный процесс, который приводит к патологическим изменениям в органах. Но, как известно, бывает «плохое» ожирение, а бывает «здоровое», когда человек вроде бы и полный, но ничем особо не болеет. В чем тут причина?

Ситуацию немного прояснили ученые из Монреальского университета (Канада), которые обнаружили, что некоторые провоспалительные макрофаги, напротив, оздоровляют жировую ткань при ее росте. Это макрофаги несут особый трансмембранный белок-рецептор нейропилин-1, благодаря чему они способствуют прорастанию кровеносных сосудов в жировую ткань. В результате обеспечивается хороший доступ кислорода к адипоцитам, облегчается транспорт из кровотока жирных кислот и вывод из жировой ткани продуктов обмена.

Исследователи провели эксперименты на лабораторных мышах, у которых нет гена, кодирующего нейропилин-1. На высокожировой диете такие животные продемонстрировали ускоренный набор массы тела и развитие нарушений углеводного обмена, включая формирование устойчивости к инсулину, что соответствует диабету 2-го типа. Но когда экспериментальным животным пересадили костный мозг от обычных особей, т.е., по сути, «подсадили» им макрофаги с нейропилином-1, то все признаки диабета исчезли, и животные в целом «оздоровились».

Результаты этих исследования позволяют лучше разобраться в механизмах развития осложнений ожирения, в очередной раз показывая, что в реальности все сложнее, чем мы думали. В частности, что в выражении «здоровая полнота» есть конкретный биологический смысл.

Подробнее об этом