• Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
2665
У хронического стресса и наркозависимости – одни корни
Биология

У хронического стресса и наркозависимости – одни корни

Тяжелые события, представляющие серьезную угрозу жизни и здоровью, – военные действия, террористический акт, насилие, болезнь и смерть близких – могут привести к так называемому «посттравматическому стрессовому расстройству» (ПТСР). Это тяжелое психическое состояние характеризируется высокой тревожностью, ночными кошмарами, бессонницей, при этом навязчивые воспоминания о пережитом могут вызвать даже больший стресс, чем само травмирующее событие. Люди, страдающие ПТСР, более склонны к зависимостям, включая употребление наркотиков, и у этого явления, как оказалось, имеется физиологический базис

Среди людей, страдающих от посттравматического стрессового расстройства, проблема зависимостей стоит очень остро: почти 60% таких больных борется с той или иной пагубной привычкой, включая алкоголь и наркотические вещества. Исследователи из Университета Западного Онтарио (Канада) поставили себе задачей выяснить, имеется ли нейробиологическая связь между ПТСР и последующим развитием зависимости от наркотиков.

Опыты были проведены на лабораторных крысах, у которых было смоделировано ПТСР путем воздействия на них электрическим током. Воспоминания же о пережитом страхе вызывались у животных определенными запахами, сопровождавшими экзекуцию. Как и ожидалось, развитие у крыс посттравматического стрессового расстройства сопровождалось ростом влечения к наркотику морфину, который предлагался им в паре с контролем – физиологическим раствором.

Затем исследователи с помощью фармакологических агентов стимулировали в префронтальной коре головного мозга животных рецепторы дофамина – вещества, играющего в центральной нервной системе роль нейромедиатора, отвечающего за передачу нервных импульсов между нейронами. Дофамин выполняет в организме разные функции, но его недаром часто называют «гормоном удовольствия» – он обеспечивает функционирование природной «системы вознаграждения» деятельности, необходимой для выживания и продолжения рода. Такой, как принятие пищи или половой контакт.

Всего различают пять видов рецепторов, способных связываться с дофамином, и стимуляция их вызывает разные биологические эффекты. Иногда рецепторы делят на две группы: D1-подобные (D1, D5) и D2-подобные (D2, D3, D4) с учетом различий молекулярных механизмов их функционирования.

В опытах с крысами, страдающими от посттравматического расстройства, ученые стимулировали рецепторы дофамина D1 и D4. Оказалось, что в случае D1 травматическая память блокировалась, что снижало тягу животных к морфину. Однако стимуляция D4 имела обратный эффект и усилила наркотическую зависимость.

Таком образом исследовали доказали, что дофаминовые рецепторы мозга участвуют как в формировании травматической памяти, так и в развитии наркотической зависимости. Воздействуя на эти рецепторы, можно одновременно блокировать реакцию пострадавшего на травматический опыт и снизить риск развития зависимости. Ученые надеются, что их исследования в будущем будут использованы в реальной терапии пациентов с ПТСР.

Фото: https://upload.wikimedia.org

Подготовила Мария Перепечаева

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!