Бабушки передают иммунитет внукам?
Физиология
Голуби

Бабушки передают иммунитет внукам?

Иммунная система новорожденного несовершенна, а из стерильной среды материнского организма младенец попадает в мир, кишащий бактериями, паразитами и вирусами. Но в первые месяцы жизни ребенка защищают антитела мамы, которые попадают в его кровоток через плаценту на последних месяцах беременности; еще ряд иммунологических молекул ребенок получает с грудным молоком. Иммунологический опыт мамы защищает ребенка до тех пор, пока его собственная иммунная система не начнет набирать обороты. Недавно ученые продемонстрировали, что давать защиту может иммунологический опыт не только мамы, но и бабушки. По крайней мере, так обстоят дела у обыкновенных городских голубей.

Чтобы понять, влияют ли характеристики иммунной системы предков не только непосредственно на следующее поколение – детей – а на более дальних потомков, французские ученые поставили эксперимент на голубях. Эти птицы – удобная модель для подобных исследований, так как голуби быстро размножаются, а яйца легко проверить на наличие унаследованных антител.

В эксперимент взяли 60 пар голубей; половине пар вводили белок гемоцианин – это медьсодержащий аналог гемоглобина, дыхательный пигмент ряда беспозвоночных. Иммунная система птиц распознавала этот белок как чужеродный, и на него нарабатывались антитела. Остальным голубям вводили физиологический раствор.

Далее гемоцианин вводили всем птенцам второго поколения (и тем, чьих родителей иммунизировали, и тем, чьих – нет), а также всем птенцам третьего поколения. Обнаружилась странная вещь: у тех птенцов третьего поколения, у кого и мать и бабушка имели антитела к гемоцианину, иммунный ответ на этот чужеродный белок был существенно сильнее, чем у птенцов, у которых только мать имела эти антитела.

В принципе, существует гипотеза о том, что иммунитет предков может посредством эпигенетических механизмов (не затрагивающих непосредственно последовательность нуклеотидов в ДНК) влиять на иммунитет потомков. Предполагается, что наличие иммунного ответа к определенному патогену у бабушки имеет «обучающий» эффект на развивающуюся иммунную систему организма дочери таким образом, что следующему поколению будет передано больше антител к этому патогену.

Но если бы это было так, то второе поколение голубей должно было бы нести яйца с большим содержанием антител, в том случае, когда антитела имеют уже два поколения птиц в сравнении с тем, когда антитела имеет только одно поколение. Однако никакой разницы в концентрации антител в яйцах, отложенных вторым поколением, обнаружено не было.

На данный момент ученые затрудняются объяснить, каким образом иммунологическая память бабушки передалась через два поколения, при этом, не выражаясь в количестве антител в яйцах. Но если такие механизмы действительно существуют, не исключено, что не только голуби, но и люди наследуют иммунологическую память не только от своих матерей, но от всех материнских предков.

По: http://news.sciencemag.org