Бьет, а потом любит
Медвежий павиан (Papio ursinus)

Бьет, а потом любит

Сексуальное насилие… С ним сталкиваются не только в ситуациях, связанных с откровенно девиантным поведением, но и в обычной жизни. И не только люди: еще в 2007 г. была опубликована работа, где описывалось, как самцы шимпанзе принуждают самок к половому акту, изводя их «запугивающим ухаживанием». Как же в процессе эволюции возник этот феномен? Французские ученые недавно попытались прояснить этот вопрос, исследуя поведение представителей другого вида обезьян – медвежьих павианов (Papio ursinus), более дальних, по сравнению с шимпанзе, «родственников» человека.

Ученые из Национального центра научных исследований Франции в течение 9 лет наблюдали за поведением медвежьих павианов, обитающих в парке Цаобис (Намибия). Эти самые крупные (размером с большую собаку) приматы семейства мартышковых живут группами из нескольких десятков особей. Обезьяны этого вида практикуют «половой промискуитет», т.е. беспорядочные половые связи, и самка может спариваться с несколькими самцами. Самцы примерно вдвое крупнее самок и агрессивно конкурируют за между собой за внимание «прекрасного пола».

Самцы медвежьих павианов редко насилуют самок, однако за годы наблюдений ученые заметили существование у этих животных менее заметной, но вполне эффективной формы принуждения к спариванию.

По отношению к самкам самцы часто ведут себя агрессивно (бьют, кусают), особенно когда те находятся в фертильном периоде эстрального цикла, а их гениталии приобретают красный цвет и характерную припухлость. При этом беременных и кормящих самок обычно не трогают. Хотя агрессия не сопровождается немедленным половым актом, оказывается, что спустя какое-то время самка спаривается именно со своим обидчиком – вероятность этого события на 10-50% выше, чем спаривания с другим самцом. И дело не в том, что самка медвежьих павианов предпочитает агрессивных самцов: она выбирает именно того конкретного, который бьет! По мнению ученых, она делает это, боясь продолжения побоев в случае отказа.

Исследователи считают, что схожесть полового поведения у шимпанзе и у медвежьих павианов дает повод думать, что такое поведение в принципе характерно для приматов. По крайней мере, для тех, кто практикует беспорядочные связи, и у видов, у которых самец существенно крупнее. Также они полагают, что эволюционные «ноги» сексуального насилия у людей растут оттуда же, откуда у павианов и шимпанзе: во всех этих случаях мы имеем дело с одной из стратегий продолжения рода, эволюционно достаточно древней.

Но есть и другое мнение, что нельзя на основании поведения павианов делать выводы относительно человека, так как люди культурно и биологически существенно отличаются от этих животных. Например, мы в основном моногамны, у нас не так выражена разница в размерах между полами. И хотя обычаи и свободы, связанные с половой и семейной жизнью, широко варьируют в разных человеческих сообществах, женщина, по большому счету, имеет гораздо большую свободу выбора и действий, чем самка обезьяны.