Что делает Вашу собаку такой дружелюбной

Что делает Вашу собаку такой дружелюбной

Собаки – привязчивые, дружелюбные животные, по крайней мере, по отношению к своим хозяевам. Ученые выяснили генетическую основу собачьей привязанности, сравнив вариации в генах собак и людей с генетическим синдромом, одно из проявлений которого – как раз «подобная собачьей» гиперсоциальность.

Десятилетиями ученые исследуют взаимоотношения людей и собак, сравнивают собак с волками, пытаясь понять, каким образом когда-то произошло одомашнивание этих животных. Считается, что собаки лучше волков решают социальные задачи, хотя и не всегда. Собаки по сравнению с волками общительнее, склонны сами инициировать социальные контакты, у них выше уровень «гормона привязанности» окситоцина, и в присутствии человека они полагаются на него в решении своих проблем. В общем, собаки демонстрируют комплекс качеств, который называют гиперсоциальностью, но чем она определяется на уровне генов, до последнего времени было непонятно.

Ученые из Университета штата Орегон (США) и Принстонского университета (США) работали с 18 собаками и 10 воспитанными людьми волками. Сначала они убедились, что собаки намного дружелюбнее волков, оценивая их реакцию на посещения людей: собаки дольше, чем волки, общались с человеком, даже с незнакомым.

Затем ученые сравнили у волков и собак участок 6 хромосомы, на котором расположены гены, аналогичные тем, что у человека расположены на хромосоме 7, а их потеря или нарушение вызывает синдром Вильямса-Бойрена. Это генетическое заболевание еще называют синдромом лица эльфа, среди проявлений которого кроме характерного внешнего вида, умственной отсталости и других патологий, – повышенная доверчивость и привязчивость – гиперсоциальность.

И у собак и у волков в исследуемом регионе обнаружились генетические вариации, и у собак их было больше. Как у людей с синдромом Вильямса-Бойрена тяжесть заболевания зависит от вариабельности соответствующего участка ДНК, так его изменчивость у животных коррелировала с их социальностью. Ученые определили и несколько конкретных генов, повреждение которых связано с гиперсоциальностью собак, например, это ген, кодирующий транскрипционный фактор GIF21, модулятор активности других генов. Чем GIF21 был «нормальнее», тем поведение животного было более отчужденным, характерным для волка, а не для собаки. Возможно, мутации в исследуемом регионе 6 хромосомы служили основой для отбора более дружелюбных животных при их одомашнивании древними людьми.

В дальнейшем ученые планируют поработать с собаками разных пород и попытаться выявить связь тех или иных генных вариаций с поведенческими особенностями пород.