Человек: между мирным бонобо и воинственным шимпанзе?
Люди хорошо умеют сотрудничать, но они также любят воевать. Считается, что воинственность досталась нам в «наследство» от животных – в доказательство этой гипотезы приводят наблюдения за агрессивным поведением шимпанзе. Но результаты исследований поведения бонобо и других человекообразных обезьян приводят к мысли, что с эволюционной точки зрения постоянные войны не являются неизбежностью
Одна из главных основ функционирования человеческого общества – сотрудничество: люди обмениваются идеями, знаниями и технологическими инновациями, да и просто различными товарами, которые производят. При этом такое сотрудничество, даже в первобытных обществах, не ограничивается представителями только своих семейных или культурных групп. Сотрудничество характерно и для многих животных, однако в основном они взаимодействуют в пределах своей группы, но очень редко – за ее пределами.
Эволюцию сотрудничества можно представить, изучив поведение наших ближайших ныне живущих «родственников» – человекообразных обезьян шимпанзе и бонобо. И те и другие живут группами, которые имеют схожую организацию, однако внутригрупповые взаимодействия у этих видов фундаментально различаются.
У шимпанзе отношения между группами преимущественно враждебные, а агрессивные конфликты нередко заканчиваются летальным исходом. Эти наблюдения заставили ученых предположить, что групповая враждебность и насилие, естественные для шимпанзе, присущи и человеческой природе.
Однако у бонобо «привычки» совсем другие. Проблема в том, что этих обезьян, в отличие от шимпанзе, трудно изучать в естественной среде обитания. Бонобо, находящиеся под угрозой исчезновения, обитают только в отдаленных, практически недоступных частях Демократической Республики Конго. Недавно исследователям из Гарвардского университета (США) удалось понаблюдать за бонобо, чтобы понять, как они общаются с соседями.
Ученые не заметили среди бонобо ни одного конфликта, который бы закончился смертельным исходом. Напротив, эти обезьяны проявляли высокий уровень толерантности к членам других групп. Бонобо, наиболее общительные в рамках своей группы, часто взаимодействовали и с членами других групп, в основном – с конкретными особями, которые отвечали им взаимностью, образуя прочные социальные связи. Обезьяны, принадлежащие к разным группам, могли вместе путешествовать, кормиться и отдыхать.
Результаты исследования говорят о том, что способность поддерживать добрососедские отношения вовсе не является исключительно человеческой чертой. Кроме того, эти наблюдения вступают в противоречие с теорией, согласно которой для возникновения межгруппового сотрудничества необходимы культура, традиции и общественные установления, «как у человека», тогда как постоянные войны между соседями – «обязательное к применению» наследство от животных.
Бонобо из разных групп не воюют и могут «дружить», не получая какую-либо явную выгоду, или обмениваться ресурсами, и они успешно делают все это при отсутствии человеческих социальных и культурных норм.
Фото: https://www.flickr.com