Черная смерть пришла в Европу из Центральной Азии
Pasteurella pestis – одно из исторических названий чумной палочки

Черная смерть пришла в Европу из Центральной Азии

Страшные эпидемии прошлого, перед которыми меркнет нынешняя пандемия коронавирусной инфекции, до сих пор поражают наше воображение и занимают умы ученых. Благодаря совместным работам генетиков и археологов удалось узнать, где и когда появился общий родоначальник пула штаммов чумной палочки, которые в XIV в. стали причиной Черной смерти – пандемии чумы, унесшей жизни миллионов людей

Пришествия чумы случались не единожды, и самое известное из них – пандемия бубонной чумы (1347–1351 гг.), буквально выкосившей около половины населения Европы. До появления микробиологии человечество не могло понять, откуда раз за разом приходит мор. Непосредственной «виновницей» эпидемий оказалась бактерия Yersinia pestis (чумная палочка), которую разносят блохи, а переносчиками блох, в свою очередь, служат крысы.

Полностью избавиться от чумы, как, к примеру, от оспы, человечество в принципе не может: этим природно-очаговым заболеванием болеют не только люди, но и мелкие млекопитающие, живущие в естественных местообитаниях. Но знание о путях распространения болезни помогает понять, где и как могут сформироваться новые природные очаги – потенциальные источники новых вспышек опасной инфекции.

Бактерии Yersinia pestis (возбудитель бубонной чумы) в кишечнике блохи. Сканирующая электронная микроскопия. Credit: NIAID

Известно, что в 1347 г. чума попала в Средиземное море на торговых судах, перевозивших товары из Крыма или из Сарая (столицы Золотой Орды на Волге), либо из тех мест, где в то время добывалась пушнина (предположительно, где-то за Камой). Но где был ее первоисточник?

Одна из популярных теорий выдвигает в качестве прародины смертельной болезни Восточную Азию, включая Китай. Но другая, основанная на археологических находках, сделанных недалеко от оз. Иссык-Куль, ставит на это место территорию нынешнего Кыргызстана. В тех местах обнаружены многочисленные захоронения, датированные 1338–1339 гг., а из надписей на некоторых надгробиях можно заключить, что причиной смерти была неустановленная моровая язва.

Недавно международная группа исследователей проанализировали образцы древней ДНК из останков, эксгумированных на двух кладбищах в Чуйской долине недалеко от Иссык-Куля. При анализе ученым удалось обнаружить среди человеческой и ДНК возбудителя чумы. Полученные результаты были сопоставлены с историческими и археологическими данными из тех мест, где были обнаружены надгробные надписи о страшной болезни. Стало очевидно, что эта эпидемия действительно была вызвана чумной бактерией.

Геномы древней бактерии были реконструированы, и оказалось, что она является самым близким общим предком пула штаммов Y. pestis – результата настоящего «взрыва разнообразия» вида, который обычно связывают с пандемией XIV в. Ведь чумная палочка не всегда была способна заражать блох, а болезнь – распространяться так быстро и так разрушительно.

Ранее исследователи предполагали, что образование «букета» смертоносных штаммов чумы произошло более чем за столетие до начала пандемии. Теперь мы, похоже, можем установить точную дату и место этого события: 1338 г., Чуйская долина. Известно, что местное население этого района поддерживали торговые связи с несколькими евразийскими регионами, что, несомненно, способствовало распространению инфекций.

Можно добавить, что современные штаммы Y. pestis, наиболее тесно связанные с древним штаммом чумной палочки, сегодня обнаруживаются в природных резервуарах этой инфекции в горах Тянь-Шаня. И это служит еще одним подтверждением, что Черная смерть пришла в Европу именно из Центральной Азии.

Фото: https://fyr.org, https://www.flickr.com