Четвертый человек в мире вылечен от ВИЧ-инфекции
Медицина

Четвертый человек в мире вылечен от ВИЧ-инфекции

Несмотря на десятилетия интенсивных исследований, ВИЧ-инфекция до сих пор неизлечима, хотя по сравнению с 1980-ми их положение несравнимо лучше. При этом существует радикальный, хотя и очень рискованный способ избавиться от вируса, на который может решиться лишь тот больной, кто и так нуждается в трансплантации костного мозга. Таким способом недавно был вылечен уже четвертый пациент, а сама процедура была модифицирована, что расширяет круг возможных пациентов

В наши дни около 38 млн человек в мире заражены и живут с ВИЧ – вирусом иммунодефицита человека. Современное противовирусное лечение – антиретровирусная терапия – вполне эффективно, но его необходимо принимать всю жизнь. Причина в том, что уже на ранних этапах инфицирования часть вирусов формирует резервуары, где до поры находится в скрытом (латентном) состоянии, но при прекращении терапии активируется.

Некоторым людям повезло от рождения: они устойчивы к ВИЧ благодаря мутантному белку CCR5, расположенному на поверхности CD4-лимфоцитов. Эти важнейшие иммунные клетки крови, участвующие в защите организма от инфекций, являются и главными клеточными мишенями для ВИЧ, при этом нормальный белок CCR5 помогает вирусу проникать в клетку.

Моделирование макромолекулярной структуры ВИЧ (в поперечном сечении) в клеточной среде. Вверху – вирусная частица, внизу – клетка-мишень (синим цветом). При заражении клетки поверхностный белок вируса связывается с клеточным рецептором CD4, а затем с его корецептором CCR5, что вызывает изменение конформации белков, благодаря чему вирус проходит через клеточную мембрану. Иллюстрация Д. С. Гудселла

В принципе, любого человека, даже уже больного, можно сделать устойчивым к ВИЧ. Для этого надо «всего лишь» полностью уничтожить его иммунную систему и трансплантировать ему стволовые клетки, несущие мутацию CCR5-delta32. И это тот случай, когда лечение может пугать больше самой болезни.

И вот недавно ученые сделали это в четвертый раз. Первым был так называемый «берлинский пациент»: белый мужчина, страдающий ВИЧ-инфекцией и острым миелоидным лейкозом. Затем сообщалось еще о двух подобных пациентах («лондонском» и «дюссельдорфском»), которые таким способом избавились, минимум на годы, от инфекции.

Во всех этих случаях речь шла о больных с онкологическим заболеванием крови, которые в любом случае нуждались в трансплантации костного мозга. С помощью химио- или лучевой терапии им разрушили собственную иммунную систему, а затем восстановили ее пересадкой донорских клеток. Для пересадки использовали стволовые клетки с генотипом CCR5-delta32 от неродственных взрослых доноров с высоким уровнем тканевой совместимости.

Как известно, носителями CCR5-delta32 являются около 10% представителей европеоидной расы, из которых только 1% гомозиготны по этой мутации, т.е. несут обе копии этого гена. В других популяциях она встречается редко – настолько редко, что подобрать такому пациенту не европеоидной расы совместимого донора практически нереально.

Поэтому четвертой «пациентке из Нью-Йорка», у которой на фоне ВИЧ-инфекции развился острый миелоидный лейкоз, исследователи из США пересадили в 2017 г. несущие CCR5-delta32 стволовые клетки пуповинной крови, хранившейся в биобанке, которые успешно приживаются даже при не очень высокой тканевой совместимости. Кроме того, ей ввели нормальные стволовые клетки одного из родственников, чтобы ускорить восстановление кроветворения.

Трансплантация прошла успешно, и уже более четырех лет женщина находится в ремиссии в отношении как онкологического заболевания, так и ВИЧ. Антиретровирусную терапию после трансплантации она принимала лишь первое время, однако до сих пор вирус в ее крови не обнаруживается.

Использование клеток пуповинной крови расширяет возможности такого метода лечения для ВИЧ-инфицированных людей разных рас. К тому же последняя пациентка не страдала после пересадки от реакции «трансплантат против хозяина». Тем не менее ученые и медики продолжают придерживаться мнения, что замена костного мозга опасна в принципе, поэтому может использоваться, в любом варианте, только у больных, которым она жизненно необходима из-за другого диагноза. А для лечения только ВИЧ-инфекции по-прежнему нужно использовать противовирусные препараты.

Фото: https://pxhere.com, https://scienceofhiv.org