Ждали долго: второй в мире больной с ВИЧ-инфекцией излечен пересадкой клеток костного мозга
Медицина
Лимфоцит, инфицированный ВИЧ. Сканирующая электронная микроскопия. Credit: NIAID

Почти с самого начала эпидемии СПИДа медики отмечали случаи устойчивости к ВИЧ (вирусу иммунодефицита человека). Как позднее выяснилось, в этом «виновата» мутация в гене, кодирующем один из поверхностных белков иммунных клеток, лимфоцитов. Более десяти лет назад ВИЧ-инфицированному американцу Тимоти Брауну была сделана трансплантация костного мозга от донора с соответствующей мутацией – пациент излечился. Все последующие попытки повторить успех до недавнего времени были неудачными

ВИЧ, попадая в организм человека, проникает в клетки его иммунной системы – лимфоциты. Для этого он связывается с двумя клеточными рецепторами на поверхности лимфоцитов, одним из которых является белок CCR5. Если ген, кодирующий этот белок, имеет определенную мутацию, СCR5 не синтезируется. В результате большинство штаммов ВИЧ оказывается неспособным поразить лимфоцит, а человек, носитель этой мутации, будет устойчив к СПИДу. Такую мутацию имеют примерно 10% людей европейского происхождения.

Кстати сказать, существуют и другие механизмы невосприимчивости к ВИЧ. Геном этого вируса содержит не ДНК, а РНК. Поэтому после попадания в клетку он должен пройти стадию обратной транскрипции, в результате которой образуются полноценные вирусные ДНК-копии, которые уже могут встроиться в геном хозяйской клетки. Но если в этот процесс вмешаются клеточные белки APOBEC3G, то вирусный геном может мутировать, и такой ВИЧ теряет свою вирулентность.

Тимоти Браун, известный как «берлинский пациент» (он заразился во время учебы в Берлине и был излечен там же), страдал от острого миелоидного лейкоза. Ему пришлось дважды пережить пересадку гемопоэтических стволовых клеток из костного мозга донора, гомозиготного по мутации [CCR5]-Δ32, т.е. имевшего две копии мутантного гена, а также интенсивную химио- и радиотерапию. До сих пор этот человек здоров или, как минимум, может обходиться без антиретровирусных препаратов. Однако ученые точно не знают, какие именно факторы способствовали этому единственному на сегодня задокументированному случаю излечения от ВИЧ-инфекции, так как последующие такие попытки закончились неудачей.

Недавно международной группе исследователей, похоже, удалось излечить от СПИДа так называемого «лондонского пациента», который пожелал остаться неизвестным. Этот больной, в отличие от Брауна, страдал другим, хотя и сходным заболеванием – лимфомой Ходжкина, прошел более мягкий курс химиотерапии и перенес всего одну пересадку костного мозга. Через 16 месяцев после трансплантации врачи отменили ему прием антиретровирусных препаратов. С тех пор уже полтора года в крови «лондонского пациента» не обнаруживается ВИЧ, а его лейкоциты стали устойчивыми к заражению CCR5-зависимыми штаммами вируса, что указывает на успешное приживление донорских клеток.

Пока ученые говорят, что использовать термин «вылечен» в отношении ВИЧ-инфицированных пациентов рано, лучше говорить о длительной ремиссии. Тем не менее последние результаты свидетельствуют, что остановить ВИЧ можно и с помощью менее агрессивного лечения, чем то, которому подвергся Браун. Кстати сказать, и у Брауна, и у «лондонского пациента» после пересадки костного мозга развилась реакция «трансплантат против хозяина», при которой чужие иммунные клетки атакуют ткани реципиента, что могло дополнительно сократить резервуары ВИЧ в организме.

По словам ученых, даже если мы не собираемся лечить всех больных СПИДом с помощью трансплантации клеток с мутацией CCR5, подобные исследования помогут нам понять, почему у одних этот подход работает, а у других – нет. Возможно, в будущем это позволит разработать более мягкие подходы к ВИЧ-терапии, основанные на той же стратегии. Например, забрать лейкоциты у ВИЧ-инфицированных, редактировать их геном, внося соответствующую мутацию, размножить модифицированные клетки и ввести их обратно пациенту.

Фото: https://www.flickr.com