Резервуары «скрытого» ВИЧ в организме образуются еще до постановки диагноза
Медицина
Вирусные частицы ВИЧ-1 (красный) разной степени зрелости отпочковываются от инфицированной клетки (синий). © CC BY 2.0/NIAID

Резервуары «скрытого» ВИЧ в организме образуются еще до постановки диагноза

Зараженные ВИЧ обычно узнают об этом только при плановом медосмотре или наличии симптомов СПИДа. Инфицированным назначают специфическую антиретровирусную терапию, но применять ее надо пожизненно, так как эти препараты только поддерживают, но не излечивают. И нужно узнать, где и как образуются в организме резервуары вируса и найти способы «изгнать» его оттуда

Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) относится к ретровирусам. Носителем генетической информации у них является молекула не ДНК, а другой нуклеиновой кислоты – РНК, которая обычно служит матрицей для сборки белка. При инфицировании клетки на основе вирусной РНК с помощью специального фермента происходит «обратный» синтез молекулы ДНК, которая способна встроиться в ядерный геном человека.

ДНК-форма ВИЧ (провирус) может находиться как в активном состоянии, работая на производство новых вирусных частиц, так и не в активном. Антиретровирусная терапия снижает концентрацию вирусных частиц в крови (вирусную нагрузку), что тормозит поражение иммунных клеток, но до таких резервуаров не добирается. С прекращением лечения провирусы могут активизироваться, и вирусная нагрузка вновь растет, поэтому полностью избавиться от инфекции не удается. Дело осложняется тем, что точно не известно, когда и как формируются вирусные резервуары.

После инфицирования ВИЧ распространяется по организму человека в течение 1–2 недель, поражая преимущественно так называемые CD4+ Т-лимфоциты – иммунные клетки, ответственные за активацию защиты организма от инфекций. Ученые под руководством специалистов из Университета Монреаля и Клинического центра Монреальского университета (Канада) обнаружили, что некоторое количество вирусных частиц еще в первые недели инфекции интегрируются в геном этих клеток, где и формируют вирусные резервуары.

Исследователи подтвердили раннее вирусное присутствие путем секвенирования (последовательного «прочтения» всего генома) отдельных клеток. Для этого они использовали образцы крови и ткани паховых лимфатических узлов 25 больных – участников Военной программы США по исследованию ВИЧ в Таиланде. До сих пор подобные исследования проводились только на животных моделях, а сейчас ранние стадии инфекции были впервые с высокой точностью описаны у людей с острой ВИЧ-инфекцией.

Ученые также пронаблюдали, как меняется в первые недели после заражения численность инфицированных клеток-мишеней ВИЧ. Так, считалось, что первыми инфицируются Т-фолликулярные хелперные клетки – подтип CD4+ T-лимфоцитов, важные для размножения вируса, но оказалось, что они интенсивнее заражаются спустя около двух месяцев после инфицирования.

Вопросу о том, как «выгнать» бездействующий вирус из «нор», где он прячется от антиретровирусной терапии, посвящена огромная часть современных исследований ВИЧ. Тот факт, что вирусные резервуары формируются буквально сразу после заражения, осложняет дело: на такой стадии болезни диагностика практически не работает, а к моменту постановки диагноза патоген уже сделает свое дело. Поэтому раннюю антиретровирусную терапию следует дополнить методами, позволяющими справиться с латентной инфекцией. Разработка такого лечения – следующий этап работы ученых.