FAQ о ФАГах, или «Темная материя» биосферы

FAQ о ФАГах, или «Темная материя» биосферы

Медицинская «мода» переменчива: предприимчивые околонаучные сайты предлагают лечить все болезни с помощью то «стволовых клеток», то «бактерий из вечной мерзлоты», а сейчас все активнее рекламируются «препараты на основе бактериофагов». При этом в социальных сетях можно встретить немало жалоб на неудачные попытки такого лечения. Есть ли в фаготерапии рациональное зерно, что такое «бактериофаги», когда и как их лучше применять в медицинских и немедицинских целях, рассказали эксперты журнала «НАУКА из первых рук» – ведущие отечественные ученые и руководители микробиологического производства

Бактериофаги, которые благодаря своей многочисленности и вездесущности сегодня называют «темной материей» биосферы, были открыты сто лет назад. Первый бум фаготерапии начался практически сразу же после выхода в свет в 1917 г. статьи Феликса д'Эрелля, предсказавшего возможный терапевтический эффект этих бактериальных вирусов. Этот французский ученый-самоучка не только 8(!) раз был номинирован на Нобелевскую премию, но и стал героем знаменитого романа «Эрроусмит» (1925), автор которого, писатель Синклер Льюис, действительно стал Нобелевским лауреатом.

Но эйфория, вызванная первыми успехами фаготерапии таких тяжелых инфекций, как дизентерия, чума и холера, быстро прошла из-за плохой воспроизводимости результатов. Бактериофаги, как и все вирусы, нельзя было увидеть даже в световой микроскоп, и ученые в то время практически ничего не знали о молекулярно-генетической природе этих наноорганизмов и механизмах их действия. Когда на смену бактериофагам пришли антибиотики, то практически единственной страной, где фаготерапия продолжала развиваться, остался СССР, где с помощью д'Эрелля был создан первый (и единственный) международный центр исследования бактериофагов. В годы Великой Отечественной войны бактерифаги не только спасли тысячи раненых, но и «помогли» выиграть знаменитую Сталинградскую битву, предотвратив эпидемию холеры.

В мире вновь заговорили о бактериофагах в конце 1980-х гг. в связи с появлением и распространением бактерий со множественной лекарственной устойчивостью к антибиотикам. Так как бактериофаги эволюционировали совместно с бактериями более 3 млрд лет, при необходимости можно относительно легко выделить природные фаги со способностью убивать любую бактериальную «мишень». Более того, их можно подобрать индивидуально для лечения каждого конкретного пациента – такая «персонализированная медицина» приобретает в мире все большую популярность.

Убивая патогенные бактерии, фаги, в отличие от антибиотиков, «не трогают» нормальную микрофлору нашего организма. Поэтому их можно использовать в качестве безрецептурных пробиотиков для профилактики острых кишечных инфекций, кариеса, кожных, глазных и «женских» болезней, а также болезней неинфекционной природы, включая аллергии и некоторые виды рака. В США в качестве пищевой добавки уже запатентован первый такой фагосодержащий препарат, который можно использовать и как экологически чистый «антисептик» для продуктов питания.

В последнее время бактериофаги, как самые просто устроенные организмы на Земле, сыграли огромную роль в научных исследованиях, которые привели к расшифровке молекулярных основ наследственности и созданию технологий манипуляций генами. Благодаря этим знаниям и методам перед бактериофагами сегодня открываются широкие перспективы не только в качестве терапевтических и профилактических препаратов, но и как технологической основы, на которой можно создавать самые разные продукты – от вакцин и противораковых препаратов до катализаторов и элементов наноэлектроники.