FDA разрешило применение лекарства от врожденных мышечных дистрофий по ускоренной процедуре
Медицина
Молекулярно-цитогенетический анализ женского кариотипа на делецию в гене дистрофина методом FISH. Если женщина – носитель мутации, красный сигнал будет отсутствовать на одной из Х-хромосом

Мышечная дистрофия Дюшенна – это редкое генетическое заболевание, при котором происходит прогрессирующая дегенерация мышечных волокон. Недавно FDA (управление по контролю за качеством пищевых продуктов и лекарственных препаратов США) по ускоренной процедуре одобрило применение первого препарата для лечения миодистрофии Дюшенна. Ускоренная процедура возможна в ситуации, когда заболевание – тяжелое и угрожающее жизни, уже проведенные испытания обнадеживают, и препарат потенциально значительно эффективнее существующих методов лечения.

Прогрессирующая мышечная дистрофия Дюшенна, наиболее распространенный тип мышечных дистрофий, возникает из-за мутаций гена, кодирующего белок, который так и назвали – дистрофин. Он относится к мембранным белкам цитоскелета, и, связываясь одним своим концом с нитями белка актина, играющего ключевую роль в сокращении мышц, а другим – с белками клеточной мембраны, обеспечивает целостность мембраны мышечной клетки и эластичность мышечного волокна. В отсутствии дистрофина мембрана клетки разрушается, мышечные волокна гибнут и замещаются соединительной тканью.

Первые симптомы обычно появляются в возрасте трех-пяти лет. Таким детям трудно вставать, ходить по лестнице, они часто падают, быстро устают, и уже в раннем подростковом возрасте теряют способность самостоятельно ходить и садятся в инвалидную коляску. По мере прогрессирования болезни могут развиться угрожающие жизни проблемы с сердцем и дыхательными путями – мышцы этих органов тоже страдают. Тяжесть заболевания и продолжительность жизни варьируется, но обычно смерть наступает в возрасте до 30 лет.

Болеют в основном мальчики, примерно один на 3500-5000 человек, очень редко девочки – заболевание наследуется по рецессивному типу и сцеплено с Х-хромосомой. Если мутация приводит не к полному отсутствию белкового продукта, а только к снижению его количества или изменению «качества» – то заболевание называют прогрессирующей мышечной дистрофией Беккета, в этом случае первые симптомы развиваются гораздо позже и в целом болезнь протекает легче.

Препарат, разработанный компанией Sarepta Therapeutics (США), называется Exondys 51 (этеплирсен). Примерно у 13% пациентов с миодистрофией Дюшенна мутации в гене, кодирующем дистрофин, затрагивают область 51 экзона, что приводит к остановке синтеза дистрофина. Этеплирсен содержит морфолино-фосфородиамидатный олигомер, синтетический аналог нуклеиновой кислоты, который «закрывает» 51 экзон пре-мРНК гена дистрофина, вследствие чего он «выпадает» из дальнейшего процесса созревания мРНК. В результате синтез дистрофина не блокируется полностью, и белок, хотя и неполноценный, может синтезироваться.

Когда при проведении клинических испытаний обнаружили, что в скелетных мышцах некоторых пациентов появился дистрофин, было принято решение рискнуть и одобрить этеплирсен к применению, несмотря на то, что клинического эффекта, в том числе, улучшения двигательной функции, пока не показано. Разрешение на применение дано с условием проведения подтверждающих клинических испытаний и, если эффективность не подтвердится, препарат будет отозван.

Фото: https://www.flickr.com Credit: Wessex Reg. Genetics Centre. Wellcome Images. Image by Dr John Crolla. Copyrighted work available under Creative Commons by-nc-nd 2.0 UK