• Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
1982
Профессор С. В. Нетесов: «Что касается вакцин от COVID-19, то выбор в 2021 г. у нас будет»
Биология
Credit: Ivan Radic

Профессор С. В. Нетесов: «Что касается вакцин от COVID-19, то выбор в 2021 г. у нас будет»

На ключевые слова «вакцинация от COVID-19» Google выдает более 44 млн ссылок, при том что всероссийский онлайн-опрос, проведенный Центральной общественной приемной председателя «Единой России» в начале октября, показал, что около 70% наших граждан не готовы к вакцинации. Опасения людей легко понять: зарегистрированные в России вакцины от COVID-19, которые уже в ноябре планируют пустить в гражданской оборот, еще не прошли последнюю фазу клинических испытаний, т. е. их эффективность в «боевых условиях» неизвестна. При этом в отечественных СМИ встречается мало информации о других вакцинах против новой коронавирусной инфекции, разработка которых активно ведется во многих странах. Подробнее о потенциальных вакцинах против COVID-19 рассказал в журнале «НАУКА из первых рук» известный вирусолог, член-корр. РАН Сергей Викторович НЕТЕСОВ

На конец августа 2020 г. в мире уже разрабатывалось около 160 кандидатных вакцин, из которых почти полсотни находились на разных стадиях клинических испытаний, в том числе девять – на III фазе. На этом этапе обычно проводятся многоцентровые, тщательно контролируемые исследования с участием больших групп пациентов (как минимум 1—3 тыс. человек) для определения безопасности и оценки защитного эффекта лекарственного средства в условиях реальной эпидемии.

При этом две вакцины в России и Китае были разрешены к ограниченному применению на национальном уровне до окончания клинических испытаний III фазы – случай беспрецедентный.

Во-первых, это вакцина китайской компании CanSino Biologics на основе аденовируса 5-го серотипа, в геном которого вставлен ген коронавирусного белка-шипа. В августе начались клинические испытания III фазы на десятках тысяч добровольцев в Саудовской Аравии по согласованию с Минздравом этой страны. Однако еще 25 июня 2020 г. Министерство обороны Китая официально разрешило использовать эту вакцину в течение года для вакцинации врачей некоторых армейских подразделений. До сих пор неясно, идет ли речь о добровольной или обязательной вакцинации. На сегодня это самая «продвинутая» из всех аденовирусных вакцин.

Второй «зимней ласточкой» стала двухкомпонентная вакцина «Спутник V», разработанная совместно московским НИЦ эпидемиологии и микробиологии им. Н. Ф. Гамалеи и 48 ЦНИИ Минобороны РФ. Она также создана на основе аденовирусов (5-го и 26-го серотипов человека) со встроенным геном коронавирусного белка S. На такой методологической основе в этом НИЦ ранее уже были разработаны кандидатные вакцины против экзотических для нашей страны лихорадки Эбола и ближневосточного респираторного синдрома, которые прошли клинические испытания I и II фазы.

Все подобные рекомбинантные вакцины создаются на основе относительно безобидных вирусов, которых либо ослабляют (аттенуируют), либо лишают способности размножаться в организме человека. Фактически такие вирусы становятся векторами для доставки в клетки генетического материала патогена и вызывают специфическую иммунную реакцию, как и в случае ДНК- или РНК-вакцин. При попадании такого вируса в клетку его ДНК высвобождается и проникает в клеточное ядро, где на ней синтезируются матричные РНК, на которых собираются вирусные белки, включая поверхностный S-белок коронавируса. Когда эти белки встраиваются в клеточную мембрану, то клетка становится иммуногенной, т. е. способной вызвать в организме формирование специфичного иммунитета.

Что касается конкретной аденовирусной основы вакцины «Спутник V», то в инструкции к ней не приводится информация, каким образом эти вирусы потеряли способность размножаться в организме человека.

Об официальной регистрации «Спутника V» было объявлено 11 августа 2020 г. – почти за месяц до начала III фазы клинических испытаний и опубликования уже полученных результатов I—II фаз. Позднее было объявлено, что данная регистрация носит условный характер, со сроком действия до 1 января 2021 г., а окончательная будет произведена после завершения испытаний, в которых предполагается задействовать до 40 тыс. человек.

В инструкции по применению «Спутника V» указано, что по результатам первых фаз клинических испытаний «нежелательные явления (НЯ) по частоте встречаемости могут быть расценены как встречающиеся часто и очень часто… После вакцинации были зарегистрированы следующие НЯ: общие нарушения и реакции в месте введения: гипертермия, боль, отек, зуд в месте вакцинации, астения, недомогание, пирексия, повышение температуры кожи в месте вакцинации, снижение аппетита. Нарушения со стороны нервной системы: головная боль, диарея. Нарушения со стороны дыхательной системы, органов грудной клетки и средостения: боль в ротоглотке, заложенность носа, першение в горле, ринорея». Возможно, эти явления удастся уменьшить путем снижения дозы вакцины в ходе текущих клинических испытаний.
Защитный эффект вакцины в реальных условиях пока еще не оценен, поскольку он изучается именно на III фазе клинических исследований, которая началась во второй декаде сентября. Три фазы клинических испытаний – это обычный, нормальный алгоритм, который в данном случае был нарушен. Так, в ходе II фазы обычно варьируют дозу препарата, однако в уже опубликованных результатах клинических испытаний «Спутника V» таких данных нет.
Что касается III фазы, то у нее также есть свой регламент: каждому участнику испытаний выдается специальный дневник «самочувствия», за ним закрепляется врач-терапевт; все участники испытаний разбиваются минимум на четыре группы, одной из которых вводят плацебо вместо вакцины, другой – похожий вакцинный препарат, третьей – саму вакцину, четвертой – варьированную дозу и т. п. В случае же «Спутника V» мы столкнулись с невиданной до сих пор ситуацией: не дожидаясь начала III фазы клинических испытаний, 8 сентября 2020 г. Минздрав России объявил о разрешении выпустить в гражданский оборот первую партию вакцины – планируется массовая вакцинация населения из групп риска, в том числе в регионах.
Кстати сказать, в той же инструкции к «Спутнику V» указано, что вакцину не разрешено применять к детям, а также к людям старше 60 лет – основной группе риска (смертность среди лиц старше 75 лет составляет 20–30 %)
Летом 2020 г. на III фазу клинических испытаний вышли еще две вакцины на основе матричной РНК, кодирующей белок-шип коронавируса: одну из них разрабатывает инновационная американская биотехнологическая компания Moderna, другую – совместно компании BionTech (ФРГ), Pfizer (США) и FOSUN Pharma (Китай), а также три вакцины на основе инактивированного вируса SARS-CoV-2, разработанные в Китае с участием государственных фармацевтических компаний.

Отдельно стоит отметить рекомбинантную вакцину со встроенным геном S-белка, также созданную на основе аденовируса, но не человеческого, а шимпанзе. Ее разработали в Оксфордском университете (Великобритания) совместно с англо-шведским фармгигантом AstraZeneca. III стадия ее клинических испытаний стартовала в начале августа в Бразилии, США и Южной Африке; есть информация, что часть этих испытаний планируется провести и в России.

Почему некоторые разработчики выбирают как основу рекомбинантных вакцин аденовирусы обезьян или редкие серотипы аденовирусов человека? Дело в том, что, согласно недавним исследованиям, довольно большая доля населения может уже иметь антитела к часто встречающемуся 5-му серотипу. Например, такие антитела обнаружены у 67 % людей, обследованных в Китае в рамках проекта по изучению онкозаболеваний, более чем у 75 % детей из китайской провинции Цинхай, а также у четверти новобранцев армии США. И какова будет эффективность вакцин на основе этого аденовируса у людей, ранее уже с ним контактировавших, неизвестно.

Меньше всего огласки и «пиара» связано с разработками мировых лидеров по производству вакцин: международной биофармацевтической компании со штаб-квартирой в США Merck Sharp & Dohme, международной компании со штабом в Великобритании GlaxoSmithKline и транснационального производителя иммунобиологических препаратов, французской Sanofi-Pasteur.

В России разрабатывается еще несколько кандидатных вакцин на разной основе, в том числе в ГНЦ вирусологии и биотехнологии «Вектор» Роспотребнадзора (Кольцово, Новосибирская область) [в октябре 2020 г. эта вакцина была зарегистрирована в РФ по такому же сценарию, как «Спутник-5» – прим.], НИИ гриппа им. А. А. Смородинцева (Санкт-Петербург), а также в Федеральном научном центре исследований и разработки иммунобиологических препаратов им. М. П. Чумакова (Москва). Кроме того, ведутся переговоры с зарубежными разработчиками о производстве их вакцин в России. Так что выбор в 2021 г. у нас будет.

Подробнее о новой пандемичной инфекции читайте в статье С. В. Нетесова «Жить с коронавирусом» в очередном выпуске журнала «НАУКА из первых рук» 

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!