Феромоны мышей-доминантов повышают их «мужскую» привлекательность и успех в конкурентной борьбе
Mus musculus (домовая мышь). Труды Лондонского зоологического общества. т.1: Млекопитающие (1848-1860)

Выбор брачного партнера непрост: эволюция «опробовала» на разных животных самые разные стратегии и механизмы этого жизненно важного процесса. Потенциальные супруги задействуют для этого зрительную (особая окраска) и звуковую (песни) коммуникацию, поведенческие и, не в последнюю очередь, химические сигналы. Тонкости работы феромонов – молекул, вызывающих изменения полового поведения животных, изучены недостаточно. А в недавних экспериментах на мышах ученые убедились, что на вопрос, «что первично – феромоны или поведение», ответ будет неоднозначным

Домовые мыши (Mus musculus) – территориальные животные: самцы, получившие контроль над определенным участком, получают высокий социальный статус. Чтобы застолбить свою территорию, доминанты метят ее мочой.

Как и у многих других животных, мышиная моча содержит феромоны – исходно нерастворимые в воде молекулы, которые становятся растворимыми после связывания в печени с белками комплекса MUP (major urinary proteins). Эти же белки впоследствии сохраняют феромоны в окружающей среде, где последние работают как обонятельные сигналы. Кроме того, некоторые MUP (например, MUP20) сами являются феромонами. Надо сказать, что  хотя у человека также есть один ген MUP, он является функционально неактивным псевдогеном, и соответствующий белок не синтезируется.

Как говорил французский писатель и журналист Р. Бове, «женщины любят победителей». И самки мышей не являются исключением – они также предпочитают доминантов, захвативших территорию и успешно обороняющих ее от захватчиков. Без феромонов тут точно не обходится, но исследовать связь социального статуса и уровня продукции феромонов у самцов с предпочтениями самок на лабораторных животных затруднительно, так как такое поведение у них выражено слабо, и они в целом менее агрессивны, чем их дикие сородичи. Поэтому ученые из Венского ветеринарного университета (Австрия) использовали в своих исследованиях домовых мышей, чьи родители были отловлены в дикой природе.

До начала экспериментов молодые мыши содержались в одиночных клетках и друг с другом не общались, а затем их поселили группами в вольеры, условия в которых были приближены к природным. Затем исследователи убедились в том, что самок, готовых к спариванию, действительно больше привлекает запах мочевых меток самцов высокого социального ранга.

Анализ мочи самцов показал, что после приобретения ими высокого статуса в ней возрастает содержание летучего феромона гидрокси-6-метил-3-гептанона, связанного с MUP, а также самих этих белков, включая MUP20. Этот последний не только является феромоном, но и стимулирует нейрогенез, а также усиливает агрессивность животного. Таким образом, выиграв схватку за «место под солнцем», самец мыши увеличивает свою привлекательность для самок и получает дополнительные «бонусы» в конкурентной борьбе с сородичами.

Интересно, что все эти изменения оказались обратимы: после рассадки в одиночные клетки уровень феромонов и MUP вернулся к «норме».

Результаты этой работы подтверждают уже известные данные, что активность генов MUP контролируется гормонами, уровень которых у отдельной особи, в свою очередь, может драматически меняться в результате социальных взаимодействий. В целом же новые данные можно считать косвенным подтверждением гипотезы, что не только гены влияют на поведение, но и, наоборот, изменения в самом поведении могут менять генную активность.

Фото: https://www.flickr.com