Системная красная волчанка и лейкозы – болезни разные, способ лечения – единый
Медицина
В-лимфоцит человека – мишень для CAR-T терапии. Сканирующая электронная микроскопия. Credit: NIAID

Системная красная волчанка и лейкозы – болезни разные, способ лечения – единый

Системная красная волчанка получила свое название из-за характерного поражения кожи лица, похожего на укус волка. Эта хроническая аутоиммунная болезнь атакует соединительную ткань, поэтому от нее страдают все органы и ткани организма, поражаемые антителами, которые вырабатываются его собственными иммунными клетками (В-лимфоцитами). Как и все аутоиммунные заболевания, системная красная волчанка практически неизлечима, но с помощью метода из арсенала онкологов ученым удалось избавить от патологических симптомов больных – правда, пока только мышей

Системная красная волчанка встречается примерно у одного из 20 тыс. человек, причем девять из каждых десяти заболевших – женщины, а первые симптомы в половине случаев проявляются уже в молодости. Болезнь характеризируется поражением различных внутренних органов вплоть до развития опасных и потенциально смертельных состояний, таких как плеврит, миокардит и эндокардит, тромбозы, почечная недостаточность. Способов лечения, приводящего к полному избавлению от системной красной волчанки, на сегодня не существует, и заболевание протекает с периодами обострений и ремиссий.

Исследователи, изучающие аутоиммунные заболевания, при которых В-лимфоциты проявляют опасную активность, уже давно присматриваются к возможностям онкотерапии, где разрабатываются подходы, направленные на помощь иммунитету в борьбе с раковыми клетками.

Так, хорошие результаты у пациентов с такими аутоиммунными заболеваниями, как ревматоидный артрит и рассеянный склероз, дало лечение ритуксимабом – противоопухолевым средством из группы моноклональных антител, которое уничтожает В-лимфоциты. Однако клинические испытания ритуксимаба на больных системной красной волчанкой потерпели неудачу, что может быть связано с «отключением» при этой болезни функции других иммунных клеток – макрофагов, активность которых важна для корректной работы этого препарата.

Сейчас ученые решили проверить эффективность при системной красной волчанке метода CAR-T, который уже используется для лечения онкологических заболеваний крови – лейкозов. Суть метода в том, что собственные Т-лимфоциты пациента модифицируют, «добавляя» им специально сконструированные поверхностные белки-рецепторы, способные присоединяться к маркерным белкам на поверхности раковых клеток (обычно это белок CD19 на поверхности раковых B-лимфоцитов). Такие Т-лимфоциты с химерными антигенными рецепторами (сhimeric antigen receptor T-cell) при введении в кровоток пациента способны распознавать и атаковать опухолевые В-лимфоциты. Успех при подобном лечении достигается в 50–90% случаев. Неудачи могут быть связаны с тем, что не все клетки опухоли несут белковую мишень, на которую нацелены CAR-T лимфоциты.

Для проверки метода CAR-T при системной красной волчанке были использованы лабораторные мыши, у которых была вызвана экспериментальная модель болезни. Оказалось, что примерно у 60% животных после введения CAR-T лимфоцитов все ее проявления исчезли – такие результаты близки к наблюдаемым у онкологических больных, которых лечат с помощью CAR-T.

В дальнейшем ученые планируют разобраться, почему не удалось вылечить от системной красной волчанки всех подопытных мышей. Есть надежда, что в будущем с помощью метода CAR-T удастся лечить людей, страдающих серьезными формами этого заболевания. Именно серьезными, так как само это лечение несет в себе риск чрезмерно «задавить» B-лимфоцитарное звено иммунной системы. Тем не менее, по мнению ученых, этот риск приемлем с учетом тяжести заболевания и тяжелых побочных эффектов, которые имеют современные методы терапии этого пока неизлечимого заболевания.

Фото: https://www.flickr.com