Чумазое деревенское детство – здоровый иммунитет на всю жизнь
Физиология

Чумазое деревенское детство – здоровый иммунитет на всю жизнь

В наши дни уже более половины населения мира живет в городах, и эта тенденция продолжает расти. Городской образ жизни подразумевает гораздо меньшее взаимодействие с природой, включая самых незаметных наших меньших братьев – бактерий, грибков и мельчайших животных, а также споры и пыльцу растений, сенную труху, продукты жизнедеятельности больших и малых организмов и еще многое другое, что сопутствует понятию «жизнь». Но так ли это хорошо? Ведь в чистых «каменных джунглях» вырастают дети с менее здоровой иммунной системой и более подверженные риску развития ряда заболеваний, включая аллергии, чем в сельской местности с ее «грязью и навозом»

В результате длительной эволюции человека иммунная система нашего организма приобрела способность адекватно реагировать на любое внешнее вторжение. В последнем качестве могут выступать как разнообразные микроорганизмы, патогенные и не очень, так и моделирующие подобную угрозу биогенные соединения, содержащиеся в пухе, шерсти, пыльце и проч., которые сегодня мы относим к аллергенам. Правильная «настройка» иммунитета происходит в самом раннем детстве благодаря постоянному взаимодействию с окружающими, потенциально опасными биологическими объектами.

Но в какой среде сегодня живет городской ребенок? В последние десятилетия биоразнообразие микробов, с которыми он может столкнуться в обыденной жизни, резко сократилось в результате, в первую очередь, принятых в обществе довольно жестких санитарно-гигиенических норм, а также широкомасштабного использования антибиотиков и распространения практики искусственного вскармливания младенцев. Показательным примером служит рост частоты кесарева сечения, что является одной из проблем современного акушерства. В этом случае ребенок избегает одного из своих самых ранних контактов с «чужими» – микроорганизмами, населяющими родовые пути матери.

Но если иммунная система ребенка не имеет возможности «обучиться» правильно реагировать на значимые внешние стимулы, то велик риск, что впоследствии она будет неадекватно реагировать на другие реальные или «воображаемые» угрозы, с которыми столкнется организм взрослого человека. Такими внешними стимулами могут стать не только биологические или химические агенты, но и, например, само состояние стресса. И если иммунная реакция на стресс будет чересчур активна, то в организме может развиться и длительно поддерживаться «тлеющий» воспалительный процесс. А это уже чревато развитием аллергических и аутоиммунных заболеваний и даже, не исключено, некоторых психических расстройств.

Например, сегодня среди городского населения более распространены депрессии, чем среди обитателей деревень. Конечно, этот факт может иметь и иное объяснение, в том числе связанное с адаптацией разных генотипов к конкретной социоклиматической среде. Но что касается риска развития астмы и аллергии, то нет сомнений, что он намного ниже у детей, проживающих в сельской местности,

Исследование, проведенное недавно сотрудниками Ульмского университета (Германия), дало дополнительное подтверждение так называемой «гипотезе о гигиене», согласно которой не надо помещать маленького ребенка в «стерильные» условия, иначе его иммунная система не научится правильно реагировать на окружающий мир.

В этом исследовании приняли участие 40 мужчин в возрасте 20–40 лет, половина из которых первые 15 лет своей жизни провели на фермах и в деревнях, в окружении животных, а другая половина – в больших городах, в семьях, где животных не было.

В день испытания участников «ввели в стресс», используя стандартную методику социального стресс-теста Трира, согласно которой испытуемый сначала выступал с небольшой речью перед «недоброжелательно настроенной комиссией» (ее роль исполняли экспериментаторы), а затем решал математическую задачу. До и после теста у испытуемых измеряли кровяное давление и пульс, а также брали кровь и слюну на анализ маркеров стресса и иммунных параметров. Изменения иммунитета, возникшие под действием стресса, оценивали по развитию воспалительной реакции, в результате которой в крови увеличивается количество лимфоцитов и моноцитов и концентрация провоспалительного белка интерлейкина-6.

Оказалось, что «деревенские» чувствовали себя после испытания субъективно более «стрессированными», что и подтвердилось более высоким уровнем гормона стресса кортизола. Однако у «городских» был существенно сильнее воспалительный иммунный ответ, что говорит о меньшей устойчивости их иммунной системы к действию стресса и более высоком риске развития у них сопутствующих патологий.

…Итак, перед нами убедительный пример верности поговорки, что «лучшее – это враг хорошего». Если вы постоянно заняты доведением квартиры «до блеска» и приходите в ужас при одной только мысли о кошачьей шерсти на диване, то вы рискуете здоровьем вашего ребенка, который в будущем может столкнуться с нешуточными проблемами. Не говоря уже о том, что патологическая чистоплотность может служить симптомом нарушения вашего собственного психического здоровья – обсессивно-компульсивного расстройства. Конечно, это не означает, что уборка не нужна вовсе – все хорошо в меру.

Ученые же в дальнейшем планируют повторить свои эксперименты с большим количеством участников, а также проверить, как отразится на их биохимических и иммунологических показателях возможность общения в детстве с домашним питомцем. Но уже сейчас они настоятельно советуют семьям с детьми проводить больше времени на природе и при возможности завести себе живого пушистого друга.

Фото: https://pxhere.com