Иммунитет и психические заболевания связаны
Гематоэнцефалический барьер. Астроциты, клетки глии, формируют со стороны мозга дополнительную оболочку кровеносного сосуда, отвечающую за избирательность проникновения в мозг химических веществ и непроницаемую для клеток иммунной системы

Иммунитет и психические заболевания связаны

О взаимосвязи нервной и иммунной систем организма пишут и говорят много. Это и общие высказывания в стиле «все взаимосвязано» и конкретные, но зачастую очень узкие научные исследования. Хотя пока количество работ на эту тему, скорее всего, не перешло в «терапевтически» значимое качество, недавно в журналах серии Nature появились еще две работы исследователей из Базельского университета (Швейцария), в которых они продемонстрировали связь работы генов, вовлеченных в регуляцию иммунной системы, со структурой и функцией мозга.

Основная функция иммунной системы – защита организма от генетически чужеродных субстанций: как от внешнего, так и от внутреннего «врага». Это могут быть и бактерии, и раковые клетки. Но мозг имеет собственную иммунную систему – клетки микроглии, представляющие собой макрофаги костномозгового происхождения. Они защищают мозг от вторжения патогенов, подавляют воспаление, уничтожают мертвые клетки. От остального организма вместе с его иммунной системой мозг отделен гематоэнцефалическим барьером, который защищает его от болезнетворных микроорганизмов и циркулирующих в крови токсинов. Тем не менее, в последние годы появляются доказательства того, что «периферическая» иммунная система тоже может влиять на мозг.

Ученые работали с ДНК, выделенной из клеток крови примерно тысячи людей. Им удалось выявить связь между генами, участвующими в функционировании иммунной системы, и «рисунком» метилирования ДНК, коррелирующим с толщиной коры головного мозга, особенно той ее частью, которая отвечает за память. Метилирование относится к эпигенетической регуляции генов: если к цитозинам в регуляторной области гена присоединяется метильная группа, ген становится неактивным. Правда, чтобы говорить о связи конкретных маркеров метилирования с определенными признаками, нужны дополнительные исследования.

Еще одна любопытная корреляция найдена между одним из вариантов гена TROVE2, белковый продукт которого участвует в регуляции воспалительных и аутоиммунных реакций, и интенсивностью памяти об эмоциональных переживаниях. У здоровых людей этот генный вариант связан с повышенной активностью областей мозга, отвечающих за эмоциональную память. У людей, переживших травматический опыт, – с усилением тревожной памяти о травмирующих событиях и повышенным риском развития посттравматического стрессового расстройства. Примечательно, что пару лет назад у ветеранов Ирака и Афганистана нашли связь между рисками развития посттравматического расстройства и аутоиммунных заболеваний, что подтверждает выводы ученых.

Таким образом, структурные и функциональные свойства мозга и иммунной системы могут иметь общие звенья генной регуляции. Если удастся выяснить точные механизмы обнаруженных связей, то, по словам ученых, это откроет перспективы для разработки новых методов лечения психических расстройств путем воздействия на систему иммунитета.