Опасные гены пубертатного периода
Медицина
По мотивам «внешности» раковой клетки

Опасные гены пубертатного периода

Ученые предполагали, что от более раннего или более позднего наступления полового созревания у человека может зависеть риск заболеть в зрелом возрасте определенными видами рака. Но было непонятно, каков вклад в эти корреляции косвенных факторов, например, массы тела, которая сама по себе влияет как на сроки полового созревания, так и на риск развития гормон-зависимых опухолей. Последние исследования, касающиеся генетических особенностей, связанных с наступлением пубертатного периода, проведены с учетом фактора массы тела и, кажется, дают ответ на поставленный вопрос.

В рамках крупного международного исследования, возглавляемого учеными из Кембриджского университета (Великобритания) ученые провели оценку связи генетических вариантов и возраста наступления полового созревания более трехсот тысяч женщин. В «общий котел» обрабатываемых данных пошли результаты нескольких десятков исследований, проведенных организациями ReproGen consortium, 23andMe, UK Biobank и deCODE.

Удалось идентифицировать почти четыреста (вчетверо больше, чем было выявлено ранее) генетических вариантов, связанных с началом менструации у девушек, и многие из этих генетических особенностей были связаны и с возрастом ломки голоса юношей, что можно считать аналогом наступления полового созревания у мужчин.

Возраст полового созревания довольно сильно варьирует между отдельными людьми, но часто примерно одинаков у членов одной семьи. Выявленные ассоциации объясняют то, как происходит наследование этого явления, примерно на четверть. Помимо генетических факторов, на этот процесс влияют многочисленные факторы окружающей среды, да и генетически все непросто; ученые говорят о беспрецедентной сложности регуляции времени наступления половой зрелости. Достаточно сказать, что активность некоторых генов может зависеть от того, от какого родителя они были унаследованы – от матери или от отца. Исследователи нашли редкие варианты двух генов, которые снижают возраст полового созревания, если унаследованы от отца, и никак не влияют на него, если унаследованы от матери.

При этом полученные данные свидетельствуют о наличии прямой причинно-следственной связи между ранним половым созреванием и более высоким риском развития опухолей, чувствительных к половым гормонам, включая рак молочной железы, яичника, эндометрия у женщин и рак предстательной железы у мужчин. Возможно, это связано с повышенным уровнем половых гормонов на протяжении всей жизни, но пока это только предположение. Выяснение конкретных механизмов ассоциации ранней половой зрелости и гормон-зависимого рака, разработка мер профилактики у людей из группы риска – дело будущего.