1901
Иммунные клетки кишечника освоили «смежную» специальность
Клетки кишечного эпителия млекопитающих

Иммунные клетки кишечника освоили «смежную» специальность

Знаете ли вы, что 70–80% всех иммунных клеток содержится в желудочно-кишечном тракте? Благодаря этому пищеварительная система не только снабжает нас энергией и строительным материалом, но и выполняет непрофильную для нее защитную функцию. Но недавно выяснилось, что иммунная система кишечника «играет» не только в защите

Желудочно-кишечный тракт – сложная «экосистема», куда входит, помимо собственно «пищеварительных» клеток, сообщество разнообразных симбиотических микроорганизмов (кишечный микробиом), а также иммунные клетки. Зачем они там?

Основная функция тонкого кишечника – окончательное переваривание обработанной в желудке пищи и всасывание питательных веществ. В силу своего положения в организме (между желудком и толстым кишечником) он является воротами для всех патогенов и токсинов, поступающих из внешнего мира. Отсюда возникает потребность в балансе между его основной функцией – питанием, и защитой от угрожающих факторов окружающей среды. И особенно остро эта проблема стоит для всеядных животных.

У животных со специализированным типом питания – хищников и травоядных, имеются морфологические адаптации, способствующие эффективному усвоению питательных веществ из их ограниченного рациона. Но у всеядных «диета» меняется в зависимости от возраста, сезона и даже времени суток, поэтому они должны постоянно приспосабливаться к пище разного состава и доступности

Недавно исследователи под руководством ученых из Йельского университета (США) провели эксперименты на лабораторных мышах, чтобы оценить, какую помощь в пищевой адаптации оказывают иммунные клетки. Животных кормили кормом с преобладанием либо белков, либо углеводов, и оценивали изменения активности генов в эпителии желудочно-кишечного тракта. И оказалось, что всего через 5 дней на высокоуглеводной диете в этих эпителиальных клетках начали усиленно работать гены, отвечающие за переваривание и всасывание именно углеводов.

Как выяснилось, в запуске этой программы участвуют малоизученные клетки иммунной системы γδТ-лимфоциты, которые обычно «обитают» в эпителиальных тканях (в нашем случае – в кишечном эпителии) и активно участвуют в поддержании их барьерной, защитной функции. В ответ на большое поступление углеводов γδТ-лимфоциты стали подавлять синтез белка интерлейкина-22. Этот белок известен своей ролью в борьбе с бактериями, вызывающими пищевое отравление, и, вероятно, при наличии патогенов ограничивает всасывание некоторых питательных веществ.

Таким образом, регуляция усвоения питательных веществ координируется совместно эпителиальными клетками пищеварительной системы и иммунными клетками – лимфоцитами эпителиальной ткани кишечника. Такой сложный контур может облегчать адаптацию к разнообразным диетам, и нарушения его работы могут быть связаны с развитием нарушений обмена веществ.