• Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
12345
Каждый третий советский танк работал на горючем из нефти, которую нашел Андрей Трофимук в 1943 г.
Науки о Земле

Каждый третий советский танк работал на горючем из нефти, которую нашел Андрей Трофимук в 1943 г.

Нефть называют «кровью земли», но это еще и «кровь» экономики и, увы, войны. В Великую Отечественную войну каждый третий российский танк работал на горючем из башкирских нефтяных месторождений, в том числе знаменитого Кинзебулатовского, которые были открыты молодым геологом А.А. Трофимуком – будущим академиком и одним из основателей Сибирского отделения Академии наук, с именем которого связаны крупнейшие нефтяные открытия XX в. 

Важнейшей задачей во время войны было снабжение нефтью – основным сырьем для производства горючего для танков и самолетов, в котором остро нуждался фронт. Ситуация с топливом осложнялась тем, что немецкие войска, дошедшие до Волги и Северного Кавказа, практически отрезали Бакинские месторождения Азербайджана – основных поставщиков нефти в то время. 

Летом, когда началась Великая Отечественная, Андрею Трофимуку исполнилось тридцать – к тому времени он уже год работал главным геологом башкирского треста Ишимбайнефть. Молодого геолога привели на этот пост не родственные связи: мать Андрея, кухарка, умерла от тифа в гражданскую войну, а позже мальчику пришлось жить у сапожника и перебиваться случайными заработками, пока он не попал в интернат при школе…

В 1932 г. – за год до того, как Трофимук закончил Казанский университет – в Башкирии ударил первый нефтяной фонтан. В то время была поставлена задача «взяться серьезно за организацию нефтяной базы в районах западных и южных склонов Уральского хребта». И свежеиспеченный выпускник геофака, с опытом работы начальником геологической партии, уходит с «теплого местечка» в геологическом бюро и из очной аспирантуры при кафедре минералогии Казанского университета, чтобы не стоять в стороне от «от столбовой дороги, по которой мчится страна».

Сотрудники Центральной научно-исследовательской лаборатории треста Востокнефть. Уфа, 1935

Вступив в должность старшего геолога Центральной научно-исследовательской лаборатории треста Востокнефть – главного штаба нефтепоисковых работ от Урала до Сахалина, он успел до начала войны обнаружить в Ишимбаевском районе Башкирии новые, известняковые нефтеносные массивы, которые в 1938–1939 гг. дали резкий подъем добычи «черного золота». Это открытие стало результатом титанической исследовательской работы: молодому геологу пришлось просмотреть 10 тыс. шлифов из образцов пород, добытых при бурении скважин, и исследовать буквально «с лупой» реальные горные массивы, чтобы доказать рифовое происхождение ишимбаевских месторождений.

И вот война. Нефти нужно все больше, но добыча из уже известных месторождений снижается, а обычная практика разведок, при которой на основе геофизических данных бурилось несколько скважин на небольшой площади, не дает результатов. Трофимук, уже кандидат наук, предлагает смелый план: заложить полсотни пробных скважин по всему башкирскому Приуралью, чтобы искать в девонских отложениях месторождения нового типа. 

Противников у Трофимука оказалось много, а его самого словно преследовала цепь неудач: одна за другой пробуренные скважины оказываются «сухими». Но Трофимук продолжает настойчиво искать нефть в глинистых и плотных известняках трещиноватого типа, тогда как ранее коллекторами нефти признавались лишь пористые породы. Многие видные геологи настаивали на прекращении бурения, ведь каждая новая скважина, не давшая нефти, в военное время казалась бессмысленной тратой сил и средств. Как это могло отразиться на его карьере, научной репутации, да и самой жизни, ученый понимал очень хорошо…

Наконец, хмурым осенним днем 1943 г., когда очередная научная инспекция указывала Трофимуку на бесплодность его поисков, на глубине 700 м в артинских породах была обнаружена первая структура с капельками нефти. А вскоре вблизи башкирской д. Кинзебулатово ударил и мощный фонтан высотой 40 м! Каждая скважина на новом Кинзебулатовском месторождении стала давать от 2 до 6 тыс. т нефти в сутки. Будущее топливо сразу заливалось в цистерны и «прямо с колес» отправлялось на нефтеперерабатывающие заводы, а оттуда – на фронт.

Вслед за Кинзебулатовским были открыты и другие крупные месторождения девонской нефти Башкирии, в том числе в 1944 г. гигантское Туймазинское. Эти открытия позволили не только бесперебойно снабжать нефтепродуктами фронт, но и резко увеличить добычу нефти и газа в послевоенные годы.

А. А. Трофимук передает образец первой промышленной нефти Западной Сибири Геологическому музею ИГиГ СО АН СССР (Новосибирск). 1960 г.

Открытие «Второго Баку» в Поволжье стало первым триумфом крупнейшего знатока нефтегазовой геологии, Героя Социалистического Труда (1944), лауреата двух Сталинских и одной Государственной премий. 

Без малого пятьдесят лет своей жизни академик Трофимук отдал поиску большой нефти Сибири. Когда было принято решение о создании Сибирского отделения АН СССР, он с готовностью согласился переехать в Сибирь, чтобы возглавить работу по организации нового геологического института, так как был уверен, что «Сибирь буквально плавает на нефти», хотя на то время там не было открыто ни одного месторождения. Трофимук не только открыл Западносибирскую нефтегазоносную провинцию, но и предсказал существование в Восточной Сибири месторождений самой древней на планете докембрийской нефти, причем сделал это еще в 1960 г. – задолго до того, как там были развернуты масштабные поисковые работы.

Еще одно важное открытие, связанное с именем Трофимука, – это газогидраты, запасы которых, по самым минимальным оценкам, превышают все запасы нефти и газа Евразийского континента. Ученый сразу же понял значимость этих необычных находок, увидев в газогидратах новый источник энергии. И в этом проявилась удивительная способность Трофимука разбираться в смежных областях знания, подхватывая все новое. Принципы, которыми ученый руководствовался всю жизнь, он изложил в своем кратком напутствии молодым: «Дерзайте, доказывайте любые, даже самые фантастические, гипотезы! Только там, где есть противоречие, есть основа для дальнейшего движения вперед».

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!