Крысы тоже любят играть в прятки

Крысы тоже любят играть в прятки

Игру в прятки любят все дети. Она кажется простой, но на самом деле игрокам нужно следовать строгим правилам и выбирать стратегии поведения. Тем не менее с ней успешно справляются не только дети, но и… крысы! На YouTube можно найти видео, на которых эти домашние питомцы с увлечением играют в прятки. Ученые решили проверить, насколько хорошо крысы способны выучить правила этой игры, и получают ли они от нее удовольствие

Вдохновленные просмотром видео с играющими в прятки крысами, нейробиологи из Берлинского университета им. Гумбольдта (Германия) решили провести подобный эксперимент в условиях лаборатории. Экспериментальная игровая площадка представляла собой комнату, где находились обычные и прозрачные коробки и картонки, в которых можно было прятаться – как животному, так и партнеру-человеку. А чтобы изучить нейрональные основы игрового поведения крыс, ученые имплантировали им в область медиальной префронтальной коры мозга, связанной с обучением, устройства, воспринимающие электрические сигналы от нейронов.

Сначала крыс обучили правилам игры. Когда крыса исполняла роль «водящего», ее помещали в непрозрачную коробку, крышку которой можно было закрыть и открыть дистанционно, дернув за веревку. Пока крышка была закрыта, экспериментатор прятался в одном из трех предназначенных для этого мест. Затем он открывал коробку, и животное начинало поиски. Последние считались успешными, если крыса подходила к человеку на расстояние не меньше 40 см и могла его увидеть. Тогда она получала вознаграждение в виде поглаживаний – угощения не предлагали.

Если прятаться должна была крыса, то коробка оставалась открытой, а экспериментатор садился рядом, давая сигнал начала игры. Крыса выскакивала и бежала в одно из семи укрытий. После того как животное скрывалось из виду, его «находили», и также почесывали и поглаживали в качестве поощрения.

Все шесть экспериментальных животных в течение 1–2 недель научились правильно выступать в роли водящего, а пять из них научились правильно прятаться и не менять роли в течение игры.

Далее эксперименты проводили в разных вариантах. Например, экспериментатор мог оставить «стартовую» коробку открытой, так что крыса могла наблюдать за прятавшимся человеком. В этом случае крыса целенаправленно шла к укрытию и находила человека быстрее. В другом варианте экспериментатор пять раз подряд прятался в одном и том же месте, и время поиска сокращалось с каждым повтором.

Поведение некоторых крыс в эксперименте намекало на наличие у них способности представлять, что думает другой игрок: например, когда они предпочитали прятаться в непрозрачном ящике. Игровое поведение животных было связано с активацией нейронов: примерно треть их активировалась в момент закрытия крышки коробки, т.е. в момент обработки сигнала, определяющего правила игры для участника – искать или прятаться. Активность нейронов менялась и во время других ключевых игровых событий.

Но почему крысы вообще играли в прятки? Чтобы получить вознаграждение? Или они получали удовольствие от самой игры?

В пользу второго предположения говорит несколько наблюдений. Во-первых, животные подпрыгивали и делали другие характерные движения, демонстрирующие хорошее настроение. Во-вторых, они явно не хотели быстро закончить игру, так как прятались исключительно в непрозрачных коробках. В-третьих, прячущиеся крысы молчали, тогда как при поиске и обнаружении прячущегося пищали постоянно. Наконец, после того, как их обнаруживали, животные часто убегали и снова прятались. Кстати сказать, крысы уставали уже после 20 раундов игры, тогда как в других экспериментах с пищевым вознаграждением они обычно проходят через сотни раундов испытаний.

Таким образом, ролевые игры вполне могут быть эволюционно древним поведением. И хотя мы не можем доподлинно узнать, о чем думает крыса, полученные результаты служат косвенными доказательствами, что животные могут обладать зачатками поведения, которое мы привыкли считать чисто человеческим.

Фото: https://www.flickr.com