Может ли молодая кровь помочь старикам с Альцгеймером?
Медицина

Может ли молодая кровь помочь старикам с Альцгеймером?

Идея омоложения с помощью пересадки органов или тканей от молодого организма далеко не нова. Еще в 1912 г. австрийский хирург Э. Штейнах пересаживал старым крысам половые железы молодых особей, в результате чего у них восстанавливалась способность к размножению. Подобными экспериментами занимался и французский врач русского происхождения С. А. Воронов, послуживший прообразом профессора Преображенского в романе М. А. Булгакова «Собачье сердце». Попытки создания «эликсира молодости» продолжаются и в наши дни.

Очередной всплеск исследований по омоложению пришелся на начало нового века, но привлек внимание широкой общественности лишь в 2014 г., когда группа биологов из Гарвардского университета (США) опубликовала результаты исследований возможности омоложения с помощью «молодой» крови. Эту работу Science, один из самых авторитетных научных журналов, включил в десятку выдающихся открытий года.

Использовав методы парабиоза – искусственного соединения кровеносной системы двух животных, ученые «сшили» между собой пары лабораторных мышей разного возраста. Результатом стало заметное «омоложение» мышечной и нервной ткани старых особей; «виновником» же этих изменений был признан белок GDF11, выделенный из крови молодых животных.

В том же 2014 г. неврологи из Стэнфордского университета (США) начали клинические испытания по переливанию плазмы крови от молодых доноров пожилым пациентам, страдающим относительно легкой формой болезни Альцгеймера. Инъекцию «молодой» плазмы делали один раз в неделю в течение месяца, а контролем служили пациенты, которым вводили обычный физиологический раствор. После окончания испытаний и полутора месяцев перерыва группы поменяли местами: теперь инъекции плазмы получали те больные, которым раньше вводили физраствор. И еще одна группа больных получала только инъекции плазмы.

У всех участников до и после экспериментов определяли параметры когнитивных функций мозга; также опрашивали людей, ухаживающих за этими больными. К сожалению, особых улучшений у больных, которым вводили плазму крови молодых доноров, не обнаружилось. При этом пациенты стали чуть более успешно решать повседневные задачи, такие как приготовление еды или одевание – им требовалось для этого меньше посторонней помощи, чем обычно.

Полученные результаты трудно назвать обнадеживающими. Более того: по мнению некоторых специалистов все эти улучшения могли быть результатом эффекта плацебо, а также повышенного внимания, которое оказывали больным в период проведения эксперимента.

Тем не менее авторы исследования считают, что его надо продолжать. При этом они планируют использовать теперь лишь определенные фракции плазмы, не содержащие молекул, которые могут навредить пациенту (например, факторов свертывания крови), но богатые ростовыми факторами. Исследования на «мышиных моделях» болезни Альцгеймера показывают, что именно такие фракции наиболее эффективны: у животных, которым делали подобные инъекции, удалось добиться улучшения ряда биохимических и поведенческих показателей.

Фото: https://pixabay.com