Недосып из-за сменного графика работы нарушает «надгеномные» механизмы регуляции ДНК
Один из эпигенетических механизмов – метилирование ДНК

Большинство из нас не может позволить себе отдыхать когда вздумается, хотя переутомление и недосып негативно сказываются не только на работоспособности и настроении, но и на здоровье. В этом случае, как показали исследования работников финской авиакомпании до и после отпуска, затрагивается «святая святых» клеток – наша ДНК

Если все клетки нашего организма имеют одинаковый набор генов, то почему они такие разные? Дело в том, что уже во время эмбрионального развития в клетках, формирующих будущие ткани и органы, часть генов просто «выключается». При этом сама структура ДНК не меняется, т.е. мутаций не происходит, – меняется только «работоспособность» тех или иных ее участков. Такие механизмы, приводящие к изменению функции ДНК, называют эпигенетическими, т.е. «надгеномными».

Один из основных путей эпигенетической регуляции – это метилирование ДНК, присоединение метильной (СН3-) группы к нуклеотиду цитозину в регуляторной области гена, что обычно приводит к подавлению работы последнего.

Долгое время считалось, что статус метилирования ДНК в сформировавшемся организме в норме неизменен. Но недавно появились данные, что он может меняться на протяжении жизни, в основном под действием факторов окружающей среды. В частности, общая тенденция к снижению уровня метилирования ДНК была отмечена в нескольких исследованиях на людях, работающих посменно.

Известно, что хронический недосып, причиной которого может быть работа по сменам или в ночь, вредит здоровью, увеличивая риск психических и соматических расстройств. Факторы, изменяющие работу циркадных ритмов («биологических часов»), могут нарушать регуляцию деления клеток и способствовать росту опухолей. Установлено, что в долгосрочной перспективе сменная работа увеличивает риск развития ишемической болезни сердца, метаболического синдрома и сахарного диабета 2-го типа, а также язвенной болезни и рака молочной железы

У людей со сменным рабочим графиком наблюдаются нарушения сна в виде чередующихся эпизодов бессонницы и чрезмерной сонливости и повышенная усталость. После отпуска их самочувствие обычно улучшается, но о молекулярных процессах, которые лежат в основе подобных изменений, практически ничего неизвестно.

Недавно группа финских специалистов изучила динамические изменения метилирования ДНК в лимфоцитах у 32 сотрудников авиакомпании Finnair, график работы которых включал ночные или ранние утренние смены. У 21 сотрудника при этом наблюдались характерные для сменной работы нарушения сна, остальные вошли в контрольную группу. Образцы крови собирали во время рабочего периода и после не менее двух недель отпуска.

Оказалось, что до отпуска у людей, страдавших нарушениями сна, уровень метилирования ДНК был меньше по сравнению с контролем, но после отпуска все пришло в норму.

При этом больше всего из-за сменной работы «страдали» гены, связанные с работой NMDA рецепторного комплекса, важного для функционирования лимфоцитов как иммунных клеток. Эти результаты подтверждают известные данные, что у людей с расстройством сна может нарушаться работа иммунной системы.

Все это говорит о необходимости полноценного отдыха для всех, но в первую очередь – для тех, кто регулярно вынужден недосыпать по той или иной причине. И даже двухнедельного отпуска вполне достаточно, чтобы восстановить работу наших динамичных и сложных регуляторных эпигенетических механизмов, о которых мы еще так мало знаем.