Никогда не курите при неандертальцах

Никогда не курите при неандертальцах

Почему люди современного типа, а не неандертальцы или денисовцы в итоге «завоевали» Землю? Одна из гипотез, сформулированная учеными из университета штата Пенсильвания (США), состоит в том, что людям помогла мутация, потенциально повышающая устойчивость к некоторым токсичным веществам.

Живые организмы непрерывно контактируют с множеством химических соединений, которые не встраиваются в цепь биохимических превращений в организме. Водорастворимые вещества быстро выводятся через почки, а жирорастворимые с помощью специальных ферментов сначала должны превратиться в водорастворимые. Обычно при этом получаются нейтральные соединения или менее вредные, чем исходные, но из этого правила есть исключения.

Так вещества, образующиеся при биотрансформации соединений с планарной полициклической структурой – полициклических ароматических углеводородов, диоксинов, ариламинов, имеют свойства канцерогенов и мутагенов. Например, диоксины содержались в печально известном «Оранжевом реагенте», а бензопирен присутствует в выхлопных газах двигателей внутреннего сгорания, в табачном дыму, в продуктах сгорания угля и древесины.

Мутация, отличающая нас от неандертальцев и денисовцев, была найдена в гене, продукт которого – арилгидрокарбоновый рецептор – как раз и контролирует работу ферментов, превращающих такие «вредные» соединения в водорастворимые. В результате этой мутации у людей современного типа оказался вариант этого гена, имеющий на порядки более низкую чувствительность к этим веществам. Другими словами, людям современного типа нужна гораздо большая доза того же бензопирена, чтобы он стал для них ядом, а для неандертальца, например, привычка к курению, вероятно, стала бы фатальной.

И люди современного типа и неандертальцы использовали огонь – для обогрева, для защиты от диких животных и, конечно, для приготовления пищи. Но, возможно, вдыхая дым от костра, употребляя жареное на углях мясо, неандертальцы и денисовцы подвергались более сильному воздействию полициклических ароматических углеводородов, чем люди современного типа, и в результате у них могли быть проблемы с органами дыхания и с рождением детей, потому что ферменты, превращающие эту группу веществ в яды, работают в легких и плаценте человека.

Ученые допускают, что каким-то образом когда-то возникшая мутация закрепилась у людей современного типа под давлением отбора из-за чрезмерной токсичности полициклических ароматических углеводородов для особей, имеющих исходный генотип.

Фото: https://pixabay.com