1959
Новое в лечении диабета: «жирная» печень как терапевтическая мишень
Печень при неалкогольной жировой болезни: белым цветом отмечены скопления жира, зеленым – фиброзная ткань

Новое в лечении диабета: «жирная» печень как терапевтическая мишень

Диабет 2-го типа сегодня распространяется по миру подобно эпидемии, при этом специфической терапии этой болезни не существует. Согласно результатам недавнего исследования, ключом к новым методам лечения этого заболевания могут быть синтезирующиеся в печени нейромедиаторы, воздействующие на мозг

Сахарный диабет 1-го типа перестал быть неизлечимым ровно сто лет назад, когда был открыт инсулин и стало понятно, что болезнь вызывает хроническая недостаточность этого гормона. Однако диабет 2-го типа характеризуется не абсолютным снижением продукции инсулина в организме, а нарушением чувствительности к нему клеток и тканей. Поэтому его терапия направлена, в первую очередь, на прямое снижение в крови уровня глюкозы.

Такое лечение, по сути, симптоматическое – это как снизить температуру при гриппе или ковиде. И вот недавно ученые из университета Аризоны, университета Пенсильвании и Вашингтонского университета в Сент-Луисе (США) объявили об обнаружении новой молекулярной мишени, что открывает возможности специфической терапии этого заболевания.

Известно, что диабет 2-го типа часто связан с набором избыточного веса и ожирением. Одна из причин этого – снижение чувства насыщения во время еды, что приводит к перееданию. При этом есть гипотеза, что развитию патологических изменений, наблюдаемых при этой болезни, способствует накопление жира именно в тканях печени.

Ожирение, распространение которого в последние годы приняло эпидемический характер, а также сопутствующие ему диабет 2-го типа и гипертония могут сыграть огромную роль и в формировании цирроза печени. По: (Дынник, 2015)

Американские ученые на примере мышей – лабораторных «моделей» ожирения, показали, что при накоплении жира в печени в ее клетках увеличивается синтез гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК). Известно, что ГАМК – это основной тормозной нейромедиатор центральной нервной системы млекопитающих, включая человека. Исследователи предположили, что в случае ожирения печени ГАМК, вырабатываемая в больших количествах, подавляет сигналы, идущие от печени к мозгу, что, в свою очередь, меняет исходящие из мозга сигналы, влияющие на обмен глюкозы.

Чтобы проверить эту гипотезу, исследователи блокировали двумя способами работу ключевого фермента синтеза ГАМК у мышей – моделей диабета 2-го типа. Результатом в обоих случаях стало снижение уровня ГАМК в печени, за чем последовало восстановление чувствительности к инсулину в течение нескольких дней, а через месяц у животных уменьшилось потребление пищи и упал вес.

Ученые также выяснили, что у людей со сниженной чувствительностью к инсулину гены, участвующие в синтезе и высвобождении ГАМК, работают более активно. Очевидно, и у человека работа этой системы печени связана с формированием нечувствительности к инсулину и проблемой поддержания нормального веса.

Судя по результатам этой работы, путь синтеза печеночных нейромедиаторов – это потенциальная терапевтическая мишень для новых препаратов, воздействующих на обмен глюкозы и аппетит. Клинические испытания таких лекарств уже начаты в Медицинской школе Вашингтонского университета в Сент-Луисе, хотя до момента, когда они появятся в аптеке, еще очень далеко.