Белое и черное: стресс – седая «краска» для волос

Белое и черное: стресс – седая «краска» для волос

Говорят, что в ночь перед казнью королева Франции Мария-Антуанетта стала седой. И пусть это явно легенда – уже выросшие волосы цвет не меняют, но вопрос остается: можно ли поседеть за ночь? И он будет скорее положительный: связь психологического стресса с появлением седины, как и других признаков старения человеческого организма, можно считать доказанной

Седина – один из явных признаков биологического старения – появляется у большинства людей примерно между 30–40 годами жизни. Причина – прекращение синтеза пигмента меланина клетками-меланоцитами, расположенными в волосяных фолликулах, из которых растут волосы.

Как известно, сами волосы – это набор уже «мертвой» органики. Однако в процессе роста волосы подвергаются влиянию различных биологически активных веществ – гормонов, нейропептидов и т.п., и уже отросшие волосы навсегда сохраняют следы всех этих воздействий. Так что если годичные кольца деревьев содержат информацию об условиях роста и развития дерева, то наши волосы – своеобразную летопись событий, случившихся в определенный период времени. И эту информацию можно «считать», в том числе по рисунку пигментации.

Судя по наблюдениям и исследованиям на лабораторных животных, появление седины может ускорить психологический стресс. У мышей причиной служит необратимая потеря в волосяном фолликуле стволовых клеток, из которых формируются меланоциты. Но у людей, похоже, процесс поседения в принципе обратим.

Известно, что хронический психосоциальный стресс может ускорять укорочение теломер – концевых районов хромосом, которые называют «молекулярными часами», отсчитывающими время жизни клеток. Он также может повышать «биологический возраст», определяемый на основе паттернов метилирования ДНК

Ученые под руководством специалистов из Колумбийского университета (США) разработали метод, позволяющий точно соотнести время стрессового события с уровнем пигментации отдельного волоса. Для этого нужно исследовать под микроскопом срез волоса длиной около 1/20 мм (50 мкм) – на такую длину он вырастает примерно за 1 час.

Проанализировав волосы 14 добровольцев среднего возраста, исследователи соотнесли полученные результаты с записями дневников, где люди еженедельно фиксировали свой уровень стресса. Оказалось, что эпизоды стресса были действительно связаны с поседением волос, причем иногда после окончания действия стрессового фактора поседение обращалось вспять. Так, у одного 35-летнего мужчины пять седых волос снова потемнели, когда он уехал в отпуск, а у 30-летней женщины на черном волосе обнаружился белый сегмент, по времени соответствующий серьезным неурядицам в личной жизни.

Но не все так просто. Как показала математическая модель, у людей среднего возраста есть какой-то относительно неустойчивый критический порог в работе волосяных фолликулов, когда волос можно как «подтолкнуть» к поседению, так и «вернуть» обратно. Однако ни в юном, ни в более старшем возрасте таких флуктуаций ожидать не приходится: дети еще не дошли до этого порога, а старики давно минули.

Ученые выяснили, что в седых волосах становится больше белков, которые имеют отношение к работе митохондрий, а также к процессам белкового синтеза и противодействию окислительному стрессу. Митохондрии, известные как клеточные «энергостанции» (а рост волос – энергетически затратный процесс), являются своеобразными «антеннами» клеток, реагируя на все изменения состояния организма, включая стресс. И изменение белкового состава волос говорит о том, что поседение является не простой потерей пигмента, но активно регулируемым процессом.

Понимание механизмов обратимости поседения может дать ученым ключи к пониманию человеческого старения в целом и, в частности, влияния на него стрессовых факторов. Уже сам факт этой обратимости внушает надежды, что старение можно в той или иной степени притормозить или даже обратить вспять. А мониторинг пигментации волос можно использовать для практических целей: оценки эффективности антистрессовой и, в будущем, антивозрастной терапии.