1960
Гипоаллергенные кошки – почти реальность

Гипоаллергенные кошки – почти реальность

Специалисты считают, что у склонных к аллергическим заболеваниям людей меньше риск заболеть новой коронавирусной инфекцией. Однако аллергия – патологическая иммунная реакция организма, сама по себе тяжела и может быть опасна для жизни. Среди огромного множества источников аллергии важное место сегодня занимают домашние животные, такие как кошки. Но к этой проблеме можно подойти «нетрадиционными» способами, и вместо того, чтобы лечить людей, изменить аллергенные свойства наших «домашних хищников»

Почти каждый пятый человек в мире страдает аллергией на кошек. Выход у таких аллергиков один: либо избегать этих домашних питомцев, либо купировать симптомы болезни. Однако врачи часто наблюдают, что владельцы кошек, несмотря ни на что, не желают расставаться с ними.

Когда одна недобросовестная компания неожиданно успешно стала продавать «гипоаллергенных» кошек, стало ясно, что на решении этой проблемы можно неплохо заработать. Что и сподвигло несколько компаний заняться соответствующими исследованиями.

Самое интересное в том, что гипоаллергенных кошек в природе не существует. Как известно, непосредственной причиной аллергии на кошек в 90% случаев является белок Fel d1, который вырабатывается слюнными, кожными, слезными и анальными железами этих животных и распространяется по помещению в основном вместе с шерстью. Причем белок этот вырабатывается у всех кошек – независимо от породы, длины шерсти, возраста и т.п.

Роль белка Fel d1 в кошачьем организме неизвестна, хотя предполагается, что он участвует в защите от патогенов или передаче химических сигналов. Но, судя по генам, которые кодируют его у разных видов кошачьих, этот аллергенный белок не является жизненно необходимым и можно попробовать избавить от него животное. Причем пути решения этой проблемы могут быть различны.

Так, в широко известной компании Purina, выпускающей корма для домашних животных, создали и уже продают кошачий корм Pro Plan LiveClear, который почти вдвое снижает уровень выделяемого кошкой белка Fel d1. Для этого они добавляют в корм антитела против него, которые нарабатываются в яйцах кур, подвергнутых воздействию кошачьего аллергена. Эти антитела нейтрализуют белок Fel d1 непосредственно в слюне кошки во время еды. И первые исследования показывают, что такие кошковладельцы чувствуют себя лучше.

Специалисты швейцарской компании Saiba Animal Health (ранее HypoPet) работают в другом направлении – разрабатывают вакцину, направленную на выработку антител протв Fel d1 непосредственно в организме кошки. Пока создан экспериментальный вариант, который при испытании помог снизить как уровень Fel d1 в организме кошек, так и симптомы аллергии у их владельцев. Главная проблема – это сделать вакцину высокоспецифичной, чтобы предупредить атаку иммунных клеток на другие белки.

Самый радикальный вариант отрабатывают исследователи из Indoor Biotechnologies (США): они хотят отредактировать геном кошки с помощью «редактора» CRISPR, чтобы полностью «отключить» ген, который кодирует белок Fel d1. На сегодня им удалось достигнуть 55% эффективности редактирования в клеточной линии; на следующем этапе планируется снизить уровень аллергена уже на уровне отдельных органов – в слюнных железах кошек. Если все пройдет успешно, начнется самое сложное: генетическая модификация кошачьих эмбрионов или взрослых кошек.

Какие из подходов окажутся результативнее – более щадящие или более радикальные – покажет время. Однако в любом случае у склонных к аллергии людей вскоре появится реальный шанс обзавестись безопасным домашним любимцем.

Фото: https://www.pxfuel.com