1950
Пальмовый крылан – рукокрылый любитель фруктов, помогает восстанавливать леса
Колония пальмовых крыланов. Республика Кения

Пальмовый крылан – рукокрылый любитель фруктов, помогает восстанавливать леса

Первое, с чем ассоциируются у большинства из нас летучие мыши, – вампиризм. Но не все представители отряда рукокрылых питаются кровью: среди них много мирных существ, живущих на веганской диете из фруктов. Эти безобидные создания очень важны для своих экосистем, так как служат распространителями семян растений, плоды которых они поедают. Резкое сокращение «зеленых легких» планеты побуждает ученых обратить особое внимание на естественные пути восстановления лесных массивов, включая животных, способствующих их возрождению

Большой вклад в поддержание и восстановление лесов вносят животные и птицы, поедающие плоды растений. Пройдя через пищеварительный тракт, семена вместе с фекалиями вновь попадают в окружающую среду, но обычно уже далеко от места трапезы. После такого приключения семена не только не теряют всхожести, но даже могут ее улучшить. Рассеивание семян в местах, удаленных от родительских особей, предотвращает близкородственное скрещивание и снижает конкуренцию за место под солнцем в прямом смысле этого слова.

Большинство видов наземных животных не покидают «свой» лес, поэтому распространяют семена на относительно небольшой площади. Иначе дело обстоит с птицами и рукокрылыми, которые за небольшое время способны преодолеть большое расстояние.

Ученые из Германии и Швеции оценили вклад, который делает пальмовый, или соломенноцветный крылан (Eidolon helvum) в распространение семян в лесах Ганы в Западной Африке. Этот африканский рукокрылый ведет завидную жизнь сибарита: днем спит, зависая в кронах старых деревьев, а на закате отправляется на поиски любимых фруктов.

Колонии пальмовых крыланов достигают миллиона (!) особей, и конкуренция за пищу в такой большой «семье» очень высока. Поэтому животные могут пролететь в поисках пропитания до 75–95 км, и весь свой маршрут они уснащают пометом, вместе с которым на землю попадают и семена от съеденных ранее фруктов. Среди наземных животных на сравнимые расстояния (до 65 км) разносят семена лишь слоны. В числе прочих пальмовые крыланы распространяют семена быстрорастущих видов деревьев, что в итоге создает благоприятную среду для развития и роста других видов.

С помощью GPS-передатчиков ученые отследили дальность полетов и маршруты пальмовых крыланов, а затем экспериментально изучили, через какое время съеденные семена выделяются наружу. По расчетам исследователей, колония в 150 тыс. голов за одну ночь рассеивает в округе более 300 тыс. мелких семян. Этого достаточно, чтобы только в одной Гане ежегодно вырастало около 800 га леса! И с точки зрения экономики это очень неплохо, так как леса дают съедобные плоды и древесину.

Но хотя африканские крыланы приносят немалую пользу людям, последние платят им черной неблагодарностью, охотясь на них и используя в пищу. Угрожает популяции крыланов и вырубка больших деревьев, на которых они спят. В результате популяция пальмовых крыланов уменьшается, так что сегодня эти животные, помогающие восстанавливать леса, нуждаются в нашей защите.