Удобрение для леса – после пожара и вырубки
Экология
Восстановление соснового леса после пожара. Архив ФИЦ КНЦ СО РАН

Удобрение для леса – после пожара и вырубки

Обезлесение – одна из глобальных экологических проблем современной биосферы: за последние 8 тыс. лет была сведена почти половина некогда существовавших лесов, причем основная часть – начиная с XX в. Леса уничтожаются вследствие как естественных причин, включая ураганы и нашествия вредителей, так и в результате деятельности человека. Для ускорения процесса восстановления лесов после вырубки или пожара красноярские ученые разработали на основе опилок хвойных пород удобрение, увеличивающее активность почвенной микрофлоры

Леса – это не только запасы ценной древесины и дикоросов. Уничтожение лесных массивов ведет к снижению биологического разнообразия, активизации процессов почвенной эрозии и обмелению рек, не говоря уже о влиянии на земную атмосферу и усилении парникового эффекта.

Площадь лесов в России оценивается примерно в 800 млн га – по этому показателю она занимает первое место в мире, а запасы лесной древесины превышают 83 млрд м3. В последние десятилетия ежегодные официальные объемы заготовки древесины в среднем составляют около 200 млн м3, однако к этому нужно добавить незаконные рубки, часто сплошные, объем которых может достигать 20% от официального.

Еще одна угроза лесу – пожары, виновником которых зачастую также служит человек. Больше всего от рубок и пожаров страдают бореальные леса, в первую очередь в Южной и Восточной Сибири. В XXI в. частота и площади лесных пожаров в Сибири возросли: в отдельные годы пройденные огнем территории достигали 10–12 млн га.

Лесной пожар в заповеднике «Юганский». Фото С. Кривоногова. По: (Бульонкова, 2023)

Чтобы уменьшить негативные последствия вырубок или пожаров, необходимо разрабатывать методы лесовосстановления. Один из путей – активизировать микробиологический комплекс лесной почвы, включенный в процесс разложения мертвой древесины и освобождения питательных веществ. Чем выше активность микроорганизмов в почве, тем выше ее плодородие и лучше условия роста и развития растений.

Ученые из Красноярского научного центра СО РАН разработали удобрения на основе опилочно-почвенных субстратов и оценили их влияние на биологическую активность темно-серой почвы и процесс восстановления леса из сосны обыкновенной после выборочных рубок и лесных пожаров.

В наши дни опилки хвойных пород – отходы лесопилен – применяются в основном лишь для производства пеллет для отопления, что не решает проблему их утилизации. Эти отходы очень велики по объему, загрязняют окружающую среду, а при хранении в больших количествах еще и пожароопасны.

При создании биоудобрения использовались опилки, которые компостировались с темно-серой почвой и микродозами азотных удобрений, а также частично деструктурированные культурой дереворазрушающего гриба. При внесении на поверхность почвы такой субстрат не только обеспечивает дополнительный запас питательных веществ для почвенных микробов и растений, но и стимулирует активность природного микробиома из-за своего сходства с естественно разлагающейся древесиной.

Трутовик окаймленный или сосновый (Fomitopsis pinicola) относится к дереворазрушающим грибам. Используется в народной медицине. По: (Теплякова, 2010)

Эксперимент начался в 2020 г. на севере Красноярской степи вблизи стационара «Погорельский бор» Института леса им. В.Н. Сукачева СО РАН. Удобрения на основе опилочно-почвенных субстратов были внесены в почву в сосняке, где за три года до этого проводились выборочные рубки.

Уже ко второму году после внесения удобрения численность всходов сосны на опытном участке возросла в 4–6 раз, однако в начале мая случился низовой лесной пожар –сгорела вся лесная подстилка и сосновый подрост. Через неделю после пожара на той же площади было повторно добавлено биудобрение, что смягчило пирогенный эффект, активизировало рост микроорганизмов и появление новых всходов.

По словам д-ра биол. наук И.Д. Гродницкой, заведующей лабораторией микробиологии и экологической биотехнологии ИЛ СО РАН, «микробное сообщество является наиболее чувствительным индикатором, позволяющим комплексно оценить состояние плодородия почв и развитие фитоценозов. Это позволяет прогнозировать скорость их восстановления после антропогенных воздействий. Внесение нашего удобрения на гари способствовало возобновлению лесов, в частности стимулировало рост самосева сосны, который был значительно выше, чем на контрольных участках».

По материалам пресс-релиза ФИЦ «Красноярский научный центр