• Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
1425
По примеру Эдисона, или Гипнагогия – «кузница» творческих решений
Физиология

По примеру Эдисона, или Гипнагогия – «кузница» творческих решений

Что делать, если проблема кажется неразрешимой? Можно попробовать немного поспать. Как выяснилось, творческое мышление в период между бодрствованием и сном особенно продуктивно. А увиденные сны можно успешно использовать наяву

Люди давно заметили, что состояние перехода от бодрствования ко сну (гипнагогия, или состояние сна N1), может спровоцировать творческое озарение, необходимое для решения трудной задачи.

Говорят, такую технику использовали изобретатель Томас Эдисон и художник Сальвадор Дали, для чего они засыпали, держа в руках что-нибудь тяжелое. Как только мышечный тонус в процессе перехода ко сну снижался, предмет падал и будил спящего, который затем вспоминал и записывал сон. На стадии гипнагогии снятся яркие сновидения, которые часто включают переживания, происходившие во время бодрствования незадолго до сна.

Существуют и научные исследования (правда, в основном касающиеся фазы быстрого сна), которые показывают, что сон – оптимальное состояние мозга для творчества. Так, если приснится сон о задаче, которую вы поставили перед собой перед этим, она будет лучше решаться после пробуждения. А сон об экзамене в ночь перед этим испытанием может способствовать получению более высокой оценки.

Что касается гипнагогии, то ранее было показано, что всего 15 секунд сна в фазе N1 в три раза повышает вероятность, что участники поймают момент творческого озарения при решении математической задачи, с которой ознакомились перед сном. Кстати, переход к следующей стадии сна приведет к тому, что этот эффект теряется – нужно вовремя проснуться, по примеру Эдисона.

Сейчас ученые под руководством специалистов из Массачусетского технологического института и Гарвардской медицинской школы (США) провели эксперимент, в котором оценили влияние гипнагогического сна на творческие способности.

Ранее они разработали устройство под названием Dormio для измерения трех физиологических маркеров сна: мышечного тонуса, частоты сердечных сокращений и электропроводимости кожи, которое передает данные в приложение для смартфона или ноутбука. Когда человек, подключенный к такому устройству, входит в состояние N1, программа предлагает ему подумать на определенную тему. Через несколько минут, когда пользователь начинает входить в следующую стадию сна, приложение будит его, просит сообщить содержание сна и записывает ответ.

В эксперименте приняли участие 49 человек, которых разделили на четыре группы. В первых двух группах люди засыпали «под руководством» устройства Dormio. Участникам первой группы программа предлагала увидеть во сне дерево, а затем записывало приснившееся; второй – просто понаблюдать за своими мыслями, а потом зафиксировать свои сны. Остальным двум группам предлагалось аналогичное, вот только не во сне, а во время бодрствования.

На следующей стадии эксперимента все испытуемые должны были выполнить три творческих задания. Во-первых, написать рассказ, где будет фигурировать дерево, во-вторых –придумать как можно больше его креативных применений. Напоследок им давали список существительных, к которым они должны были добавить первые пришедшие на ум глаголы.

Как выяснилось, участники из первой группы, которые целенаправленно «создавали» сновидения, проявили на 43% больше творческих способностей, чем участники второй группы, и на 78% больше тех, кто вообще не спал, а бодрствовал. Они также придумывали самые креативные истории, в которые включали большую часть содержания своих снов.

Люди, которые должны были видеть во сне дерево, получили и самые лучшие результаты по показателю семантического расстояния – меры того, насколько далеко друг от друга находятся два слова или понятия по своему значению. Это подтверждает ассоциативную теорию творчества, которая предполагает, что творческие решения могут быть результатом выявления отдаленных ассоциаций между понятиями. В данном случае сны о деревьях вызывали более широкие ассоциации с участием понятия «дерево», чем мысли в состоянии бодрствования, что и помогло в решении творческих задач.

Сейчас исследователи хотят узнать, могут ли они расширить свой протокол «наведения» сновидений на более поздние стадии сна, например, на фазу «быстрого сна» (быстрых движений глаз). А также изучают возможность упростить методику и применять ее в таких областях, как лечение стресса, связанного с ночными кошмарами.

Фото: https://www.maxpixel.net

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!