• Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
3326
Подробности долгой «ежкиной» жизни, или Загадка «молодильности» ежовой икры
Биология

Подробности долгой «ежкиной» жизни, или Загадка «молодильности» ежовой икры

Знаете ли вы, что икра бывает не только красная, черная и баклажанная, но и ежовая? Еще Сальвадор Дали рекомендовал художникам для вдохновения съедать по три дюжины (!) морских ежей, выловленных желательно за два дня до полнолуния, а ученые советуют есть ежовую икру для омоложения организма, поддержания иммунитета и уровня мужских половых гормонов. Да и сама жизнь этих необычных обитателей моря таит немало сюрпризов. Например, у некоторых короткоиглых ежей из панциря выдвигаются подвижные «щипчики», выделяющие яд, а отдельные особи красного морского ежа демонстрируют почти кавказское долголетие! О подробностях непростой «ежкиной» жизни рассказывает ученый, фотограф и профессиональный водолаз Юрий Яковлев 

Эти малоподвижные морские создания, жесткий панцирь которых покрыт рядами игл-шарниров, напоминают необычные механические игрушки, созданные природой из озорства. Даже шевеление игл кажется следствием работы скрытого моторчика с ослабленной пружиной или почти выработанными батарейками. 

Внутреннее пространство ежа заполнено радиально расположенными желто-оранжевыми дольками (половыми железами). Анальное отверстие у этого оригинала расположено сверху, а довольно сложно устроенный ротовой аппарат (Аристотелев фонарь), – соответственно, снизу. Между всей этой «внутренней механикой» находятся зелено-серые сплетения мягких широких трубок пищеварительной системы, заполненной остатками водорослей, губок, мшанок и даже детрита – мертвой органики.

Тело этого палевого морского ежа (Японское море) состоит из верхней (А) и нижней (Б) полусфер. На верхней размещено анальное отверстие (1), внизу – Аристотелев фонарь в форме пятигранной пирамиды (2). Поверхность панциря покрыта множеством бугорков (3), к которым подвижно прикреплены иглы (4). Фото Ю. Яковлева

Морские ежи – непременный элемент подводных ландшафтов каменистых участков многих морей, от полюсов до тропиков. Среди них есть как жители неглубоких заливов, так и плохо изученные глубоководные виды. Часть представителей ежового «семейства» прячется в подводных дюнах, которые скрывают их от взглядов неопытных пловцов, зато на некоторых участках северо-восточного шельфа о. Сахалин плоские ежи сплошным ковром покрывают морское дно.

Плоские морские ежи, выловленные в Японском море. Фото Ю. Яковлева

Излюбленной пищей многих ластоногих, ракообразных, рыб и морских птиц являются правильные, или круглые, морские ежи, с менее прочным скелетом и более «мясистые». Спасаясь от врагов, серый морской еж в качестве маскировки нанизывает на иглы кусочки водорослей или даже затонувшие листья деревьев. Но не все эти создания беззащитны – достаточно взглянуть на вооруженных длинными иглами диадем и тропических короткоиглых, яд которых хотя и не приводит у человека к летальному исходу, но может вызвать немалые неприятности, от потери чувствительности кожи и затрудненности дыхания до головокружения и бреда.

Одна из загадок ежей связана с продолжительностью их жизни. Возраст ежей определяется путем подсчета числа колец на шлифах пластинок панциря, но так как они, в принципе, растут всю жизнь, причем рост этот затухающий, выделить годичные слои иногда очень трудно. Обычный обитатель Тихоокеанского побережья США – красный морской еж, живет около 15 лет. Однако при исследовании самых крупных экземпляров ученые с удивлением обнаружили, что отдельные особи жили 200 и более лет, и при этом не выказывали никаких признаков одряхления! Неудивительно, что морскими ежами заинтересовались геронтологи, занимающиеся наукой о старении организмов.

Опасный тропический морской еж. Вьетнам, Южно-Китайское море. Фото Ю. Яковлева

Древние люди, обитающие на побережьях, не задумывались о геронтологии, однако в пищу морских ежей активно использовали. В наши дни главным потребителем ежовой икры стали жители Японских островов, которые, как известно, отличаются жизнью здоровой и долгой... Кстати сказать, само название «ежовая икра» не совсем корректно: в пищу идут дольки половых желез самцов и самок, очень похожие по форме и цвету на дольки мандарина. К началу нереста их объем может достигать от 6 до 20% от общей массы ежа. Специалисты разделяют икру на большое количество сортов, самая лучшая – ярко-желтого и оранжевого цвета. 

Новосибирские исследователи в свое время провели эксперименты по влиянию ежовой икры на организм млекопитающего. Подопытными «кроликами» стали джунгарские хомячки: в течение месяца контрольная группа из «пожилых» годовалых животных в дополнение к стандартному корму получала творог, а экспериментальной давали тот же творог, но с небольшой добавкой морского продукта.

Последствия поразили. Потребители ежовой икры стали более шустрыми и при этом прибавили в весе. У них также увеличилась сила иммунного ответа на введение чужеродных белков-антигенов, а среди самцов возросла доля особей с высоким уровнем мужского полового гормона тестостерона!

Как известно, у людей с возрастом также прекращается рост тела, снижается двигательная активность, падает иммунитет и ослабевает эндокринная функция половых желез. И все эти признаки увядания могут быть частично преодолены небольшой добавкой икры морских ежей. Так что пристрастия японцев к суши с морским деликатесом уже не удивляют, как и цена на него: в Японии стоимость килограмма чистой «икры» в отдельные годы перед праздниками достигает 220 долларов.

На российский сектор приходится три промысловых вида правильных морских ежей рода Strongylocentrotus, имеющих разную коммерческую стоимость и объемы промысла. Самый ценный и «вкусный» – серый морской еж (S. intermedius), обитающий на Дальнем Востоке РФ у берегов Приморья, Южного Сахалина, Курил, около северных Японских островов и Корейского полуострова. Кстати сказать, цвет его бывает самым разнообразным, но отнюдь не серым: от зеленовато-сиреневого до коричнево-красноватого.

Компания серых морских ежей доедает морскую капусту. Японское море. Фото Ю. Яковлева

Конечно, пока морские ежи являются не таким уязвимым объектом промысла, как те же осетровые рыбы. Однако даже самые массовые виды при продолжительном и мощном изъятии могут достаточно быстро заместиться близкими, но малоценными для человека животными, особенно при изменении условий окружающей среды. Один из способов решения проблемы в случае морского ежа, помимо культивирования, – идентификация биоактивных веществ, содержащихся в «икре», и их промышленное производство. И тогда гораздо большее число людей сможет воспользоваться удивительной «подводной аптекой», не причиняя урона морским обитателям.

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!