«Принцессу Укока» подменили «амазонкой»
Истоки «портретной путаницы» ведут свое начало от первого упоминания работы Ниффенеггера в блоге барнаульского эколога и фотографа А. Эбеля, который привел ссылку на сайт антрополога. Затем корректную и достаточно полную информацию опубликовали региональные СМИ (например, Горно-Алтайск.Инфо). Ну а затем информация пошла «гулять» по различным новостным ресурсам, по мере сокращения теряя правдивость.
На самом деле «моделью» для швейцарского антрополога послужили останки 16-летней девушки, захороненной на плато Укок в могильнике Ак-Алаха I, расположенном рядом с захоронением Ак-Алаха III, где и была обнаружена легендарная мумия «принцессы». В иной мир эта девушка отправилась в мужском костюме и прекрасной вооруженной. Как отмечает исследователь пазырыкских курганов Н. В. Полосьмак в книге «Стерегущие золото грифы» (1994), погребение столь ярко выраженной амазонки – явление, уникальное для пазырыкской культуры. По ее предположению, на Ак-Алахе было открыто захоронение представителей до сих пор малоизвестного элитного слоя пазырыкского общества, женщинам которого более, чем другим, в силу каких-то причин была позволена или доступна такая воинственность. В этом же издании были помещены и первая, контурная и графическая антропологическая реконструкция лица девушки-амазонки, погребенной в могильнике Ак-Алаха I, выполненная д. и. н. Т. Балуевой (Институт этнологии и антропологии РАН, Москва), и подробно изложена методика, которая была использована при воспроизведении индивидуальных черт погребенной. Что же касается «алтайской принцессы», то ее антропологическая реконструкция лица по черепу, также выполненная Балуевой, была впервые помещена в монографии Н. Полосьмак «Всадники Укока» (2001), а позже неоднократно публиковалась в других изданиях. А в Музее Института археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск) имеется скульптурный портрет работы Балуевой, где все желающие могут познакомиться с реальным обликом легендарной «принцессы».
Подробнее об «алтайской принцессе»:
Н. В. Полосьмак. Всадники Укока // ИНФОЛИО, 2000