Принятие решений с точки зрения нейробиологии
Новая наука или, скорее, раздел нейробиологии под названием нейроэкономика занимается выяснением нейробиологических основ принятия человеком решений, формирования предпочтений, «кодирования» ценностей, определяющих принятие решений. Одно из направлений исследований – изучение состояния, известного как когнитивный диссонанс.
Это дискомфортное состояние возникает при конфликте идей, понятий, эмоций, например, когда человек считает себя умным, но мало зарабатывает. Такой дискомфорт мотивирует человека скорректировать свои ценности и предпочтения, чтобы восстановить внутреннее равновесие, например, убедив себя, что денег ему и так хватает, зато он занимается любимым делом.
Что при этом происходит в мозге, как на интенсивность когнитивного диссонанса влияют индивидуальные особенности нервной системы, выясняют ученые из Центра когнитивных исследований и принятия решений НИУ Высшей школы экономики.
Ученые провели эксперимент, в рамках которого у участников вызывали когнитивный диссонанс. Им предлагали оценить привлекательность различных продуктов питания, а на основании ответов подбирали для каждого человека пары продуктов, из которых нужно было выбрать один и в конце эксперимента его получить.
Когнитивного диссонанса не возникало, если выбор не вызывал сомнений, когда один продукт нравился, а второй – нет. Но если они были одинаково привлекательными, при выборе возникал сильный когнитивный диссонанс, ведь от одного из желаемых продуктов нужно отказаться!
Как показывают исследования, в такой ситуации, чтобы сохранить душевный комфорт, человек начинает думать, что отвергнутый вариант был не таким уж и хорошим. При этом с помощью метода электроэнцефалографии удалось выяснить, что в момент сложного выбора активируются нейроны медиальной лобной коры, что, возможно, отражает «обучение» считать отвергнутый вариант объективно более плохим.
С помощью электроэнцефалографии можно не только зафиксировать момент, в который человек делает выбор, но и по некоторым особенностям активности мозга, регистрируемым в состоянии покоя, еще до участия в эксперименте, предсказать, испытает ли человек сильный или слабый когнитивный диссонанс.
Мозг работает всегда, даже если человек ничем не занят, при этом активность нейронов постоянно меняется. С помощью математических методов можно выявить закономерности этих изменений и пытаться соотнести их с особенностями поведения.
Есть гипотеза, что мозг стремится сбалансировать процессы торможения и возбуждения, и это неустойчивое равновесие, пребывание системы между порядком и беспорядком – то, что называют критическим состоянием системы. В таком случае, по словам ученых, динамика нейрональной активности должна подчиняться закономерностям, характерным для всех систем, находящихся в критическом состоянии.
Одна из таких закономерностей – так называемые длинновременные корреляции, описывающие изменения сигнала, одно из фундаментальных свойств систем, состоящих из большого числа элементов и связанных друг с другом сложными нелинейными взаимодействиями. Длинновременные корреляции присущи и живым и неживым системам, этой закономерности подчиняется и ритм сердечных сокращений и колебания курса акций. К таким системам относится и мозг, нейрональная активность которого складывается из сочетания огромного числа импульсов, генерируемых в разных областях и постоянно изменяющихся.
Изучаемые особенности длинновременных корреляций альфа-ритма лобной коры, по-видимому, врожденные, заданные генетически. В сочетании с показателями амплитуды ритмов мозга (колебаний потенциалов нейронов) по ним можно предсказать, хотя вряд ли с математической точностью, насколько выраженный когнитивный диссонанс испытает человек, столкнувшись со сложным выбором, насколько рациональным будет при этом его поведение.
Фото из книги «Journeys through Bookland: a new and original plan for reading applied to the world's best literature for children» (1922). https://www.flickr.com
Подготовила Мария Перепечаева