Борьба за власть у животных: все как у людей
Говорят, что именно древнегреческий баснописец Эзоп впервые озвучил мысль, что «чем больше узнаешь людей, тем больше любишь зверей». И это утверждение вовсе не панегирик моральным качествам животных, а скорее камень в огород человека. А если повнимательнее присмотреться к поведению братьев наших меньших, то эту крылатую фразу так и тянет переиначить: «чем больше узнаешь зверей, тем больше понимаешь людей»
Что такое стремление к власти – возможности навязать свою волю другим, даже вопреки их сопротивлению? Некоторые, в том числе психологи, характеризуют эту потребность как особое человеческое качество. Другие, в первую очередь Ф. Ницше, считают «волю к власти» присущей всем живым существам и движущей силой мирового развития. Не вдаваясь в философские споры, обратимся к животным и посмотрим, встречается ли в их жизни что-то подобное дворцовым интригам или сценам из шекспировских пьес.
По мнению известного американского биолога и популяризатора науки Ли Дугаткина, «власть» у животных можно определить как способность влиять на поведение других особей таким образом, чтобы контролировать доступ к ресурсам. И такая власть пронизывает все аспекты социальной жизни особей: где они живут и чем питаются, как спариваются и сколько потомства производят, с кем сотрудничают и кому противостоят…
И это характерно не только для млекопитающих, не говоря уже о приматах, но и, к примеру, для крошечных рыбок меченосцев. Так, когда два самца меченосцев встречаются, они начинают выяснять, кто из них главный. Это взаимодействие включает в себя изгибание тела определенным образом, погоню, прямой таран и иногда настоящую драку, где оружием служат челюсти. И оказалось, что наблюдать за подобным столкновением интересно не только биологам, но и другим самцам меченосцев.
Ученые провели эксперимент, дизайн которого был разработан по образцу шпионского триллера, где за целью, которая ничего не подозревает, незаметно наблюдают из-за одностороннего зеркала. В одну часть экспериментального аквариума помещали пару драчунов, выясняющих отношения, в другую, отделенную тонированным стеклом, – рыбу-«шпиона».
Оказалось, что меченосец-наблюдатель не просто смотрел, но и делал выводы: в дальнейшем он держался подальше от победителя, т.е. от потенциально опасного противника. Менялось и его отношение к проигравшему самцу, причем оно определялось тем, как быстро тот сдался. Если проигравший держался стойко, с ним общались осторожно. Но горе слабому: наблюдатель драки специально отправлялся за побежденным, чтобы, по-видимому, в свою очередь вкусить сладость победы. Так что даже у рыб, таких как меченосцы, социальная динамика в группе определяется не только физической силой особей, но и более тонкими нюансами.
А если наблюдатели не прячутся? В таком случаи и герои драмы могут менять свое поведение в зависимости от того, кто на них смотрит. Этот «эффект аудитории» изучили у одной из самых умных птиц – воронов. У них борьба за власть может происходить в мягкой форме, когда одна особь приближается, а другая отступает. Но иногда случаются и серьезные бои, когда вороны прибегают к оружию – острым клювам и когтям.
Если у такого боя будут зрители, птицы могут начать манипулировать их поведением в своих интересах. Проигравшие вороны кричат громче и больше, если аудитория состоит из потенциальных союзников – родственников и «друзей», с которыми у жертвы есть тесные связи. И близкие иногда действительно приходят на помощь. А вот более слабый ворон не будет стараться привлекать лишнего внимания к своему затруднительному положению, если большинство зрителей будет лояльно к его противнику.
Это только пара примеров из бесчисленного множества, которые говорят, что люди не одиноки в своем стремлении получить и сохранить власть, используя самые разные уловки. И чем больше понимаешь зверей, тем больше становится камень в огород человека – животного, наделенного разумом…
Фото: https://commons.wikimedia.org