«Скандинавская диета» для будущих отцов
Медицина

«Скандинавская диета» для будущих отцов

«Мы – то, что мы едим», по мнению знаменитого натуропата Пола Брегга. Недавно исследователи из Швеции подтвердили  правильность этого тезиса в отношении мужских половых клеток, показав, что пищевой рацион влияет на их качество и, возможно, даже на «надгеномные» особенности будущего потомства

Сегодня не менее 50–80 млн человек в мире пытаются бороться с проблемой бесплодия. К примеру, по оценкам специалистов число бесплодных семейных пар в Европе достигает 15 %, а в России – 19 %! И в половине случаев вина лежит на «сильной половине»: за последние десятилетия медики отмечают неуклонное снижение качества спермы у мужчин во всем мире. Среди основных факторов риска – воздействие ряда токсичных химических веществ, нездоровый образ жизни (курение, употребление алкоголя), ожирение и связанные с ним заболевания, такие как диабет 2-го типа.

Однако до сих пор не всегда понятно, как эти и другие негативные факторы действуют на молекулярном уровне. К примеру, известно, что если самцов плодовых мушек-дрозофил незадолго до спаривания кормить большим количеством сахара, то у них рождается потомство с избыточным весом. Но вот какие механизмы могут опосредовать подобное влияние на потомков?

Предполагается, что в подобных случаях у них происходят эпигенетические, т.е. надгеномные изменения наследственной информации, в результате которых меняется не структура генов, а их активность. Судя по данным, полученным на грызунах, в этом процессе играют роль некодирующие рибонуклеиновые кислоты (РНК) – так называемые tsРНК. Эти небольшие молекулы в большом количестве встречаются не только в сперматозоидах плодовых мушек, но и в мужских половых клетках млекопитающих, включая человека.

Шведские ученые решили проверить, как влияет изменение диеты на подвижность сперматозоидов и содержание tsРНК, связанных с эпигенетической передачей признаков от отца к потомству, в сперме человека. Участники эксперимента – 15 здоровых молодых мужчин, в течение двух недель питались в соответствии с рекомендациями по здоровому питанию, принятыми для скандинавских стран. К примеру, на завтрак (по нашим меркам, довольно плотный, содержащий 25% суточной нормы калорий), они получали натуральный йогурт 3% жирности, цельнозерновые хлопья, яйцо, бутерброд со сливочным маслом и твердым сыром пониженной жирности, лесные орехи и банан. В качестве перекуса использовались свежие овощи и фрукты (бананы, яблоко, помидоры черри, морковь), а также миндаль. В течение второй недели в их ежедневный рацион был дополнительно включен сахар в количестве, аналогичном содержащемуся в 3,5 л «газировки» или 450 г кондитерских изделий.

Оказалось, что уже после первой недели правильного питания и подвижность сперматозоидов, и содержание в них tsРНК увеличились у всех участников, даже у тех, у кого они до эксперимента были пониженными. Эти показатели продолжали расти и в течение второй недели эксперимента, когда диета была дополнена сахаром. Ученые предполагают, что это могло происходить по инерции, как следствие перехода на здоровое питание. С другой стороны, в качестве источника энергии, необходимой для передвижения, сперматозоиды используют глюкозу. Но так как уровень глюкозы в крови испытуемых не менялся, возможно, полученный эффект связан с какими-то другими изменениями обмена углеводов.

Pic.jpg

Полученные результаты доказали наличие общих и к тому же чувствительных к диете механизмов, лежащих в основе подвижности сперматозоидов и биогенеза tsРНК. В дальнейших планах исследователей – выяснить, существует ли прямая связь между tsРНК и мужской плодовитостью, а также понять, можно ли использовать разные «подтипы» tsРНК как маркеры качества спермы.

Примечание:

В 1968 г. медицинские сообщества Дании, Финляндии, Норвегии и Швеции опубликовали первое совместное официальное заявление на тему «Медицинские аспекты диеты в скандинавских странах», касавшееся вредных пищевых привычек и влияния несбалансированного питания на развитие хронических заболеваний. В дальнейших «Скандинавских рекомендациях по питанию» (Nordic Nutrition Recommendations, NNR). основное внимание уделялось той роли, которую диета играет в профилактике этих заболеваний и поддержании устойчивой массы тела, поэтому они предназначены для всего населения в целом. Для россиян эти рекомендации имеют особую ценность, так как на большей части территории нашей страны особенности климата и традиции питания во многом сходны со скандинавскими.

В целом советы «северных» диетологов не новы: питаться надо разнообразно и не слишком калорийно. Так, они советуют регулярно есть рыбу, нежирные молочные и мясные продукты, цельнозерновые продукты и бобовые, богатые клетчаткой. В рационе нужно увеличивать долю овощей, фруктов и, особенно, ягод, а потребление красного и переработанного мяса, сахара, соли и алкоголя сокращать. При этом скандинавы считают, что до 40% общей калорийности рациона могут занимать жиры, в первую очередь полиненасыщенные жирные кислоты, содержащиеся в растительных маслах и жирной рыбе. К примеру, рапсовое масло, которое по питательной ценности немногим уступает оливковому, но гораздо дешевле. Кроме того, они рекомендуют увеличить потребление витамина D, которого всем нам не хватает в зимний период, и селена, защищающего от рака, дефицит которого характерен и для питания всех россиян, особенно пожилых.

Фото из статьи Епанчинцевой Е.А. «Мужское бесплодие: Кто виноват, и Что делать?»