Средневековое лекарство из лука, чеснока, вина и бычьей желчи оказалось эффективным антибиотиком
Медицина
©Marco Verch Professional Photographer and Speaker

В пылу борьбы с новой коронавирусной инфекцией отошли на задний план «старые добрые» патогенные бактерии, против которых у нас имеется мощное «оружие» – антибиотики. Но уже в недалеком будущем масштабной угрозой здоровью людей станет лекарственная устойчивость бактерий, из-за которой уже сейчас только в Евросоюзе ежегодно умирает 25 тыс. человек. А некоторые из этих микроорганизмов обучились коллективно защищаться, объединяясь в сообщества-биопленки. Разработка новых противомикробных препаратов в последнее время не приносит значимых успехов, и ученые обращаются к старинным медицинским рукописям в поисках эффективных натуральных лекарств

Великая революция в медицине случилась в самый разгар Второй мировой войны – именно в эти непростые годы стал массово производиться первый антибиотик пенициллин, открытый британцем А. Флемингом еще в 1928 г. В эпоху антибиотиков жизнь человечества радикально изменилась: раньше любая царапина, не говоря уже о хирургической операции, могла привести к заражению и смерти, а такие инфекции, как туберкулез или тиф, были смертным приговором. Но эйфория закончилась, когда выяснилось, что бактерии могут приобретать устойчивость к антибиотикам, и с помощью горизонтального переноса передавать гены антибиотикорезистентности другим бактериям и штаммам.

Еще одна проблема лекарственной устойчивости бактерий связана с биопленками – колониями взаимодействующих бактериальных штаммов, заключенных в полимерный матрикс и прикрепленных к той или иной поверхности. Биопленки очень трудно разрушить, так как антибиотики в них практически не проникают – для их уничтожения может потребоваться на порядки более высокая концентрация лекарства, чем обычно. Поэтому такие поражения ожоговых поверхностей, диабетических язв, медицинских имплантатов являются серьезной медицинской проблемой и эффективно не лечатся.

В жизненном цикле биопленки выделяют несколько стадий: первичное прикрепление микроорганизмов к поверхности (адгезия) (1); фиксация (окончательное прикрепление) с выделением внеклеточных полимеров (2); созревание, когда в колонии накапливаются питательные вещества, а клетки начинают делиться (3); дисперсия – выброс с поверхности биопленки микроорганизмов, которые могут стать родоначальниками новых колоний (4)

В поисках новых антимикробных средств ученые обращаются и к древним способам лечения инфекций, однако попытки использовать подобные лекарства, как правило, оказываются не слишком удачными. Но, возможно, это происходит оттого, что современные методы обращения с сырьем упускают что-то важное? Ведь в старых рецептах, как правило, используются цельные экстракты из растений, а при выделении и очистке конкретного химического вещества можно потерять синергетический эффект нескольких соединений, содержащихся в исходной смеси.

Ученым удалось научно классифицировать и доказать лечебное действие большого числа растений, упомянутых в тибетских медицинских трактатах. Атлас тибетской медицины. Свод иллюстраций к «Вайдурья-онбо». М.: Галарт, 1994. ГАУК РБ «Национальный музей Республики Бурятия». По: (Асеева, Кузнецова, 2013)

В 2015 г. была создана международная междисциплинарная исследовательская группа AncientBiotics, которая в поисках рационального зерна средневековой медицины обращается к старым медицинским рукописям, где описаны лекарственные составы из нескольких ингредиентов, включая растительные и другие природные субстанции.

Недавно ученые из Университета Уорика (Великобритания), входящие в эту группу, основываясь на исследованиях своих коллег из Ноттингемского университета, реконструировали лекарство для лечения болезней глаз, рецепт которого приведен в одном из древнейших медицинских учебников – «Лечебнике Балда», датированном IX в.

Смесь изготавливается из лука, чеснока, вина и бычьей желчи. Согласно рецепту, равные объемы чеснока и лука должны быть растерты вместе и смешаны с равными объемами остальных компонентов. Поскольку неизвестно, какой именно лук подразумевался под древнеанглийским «cropleac», ученые сделали несколько партий препарата с растениями разных видов и определили наиболее эффективное сочетание.

Бактерицидная активность этой мази была показана еще в 2015 г. на примере золотистого стафилококка, устойчивого к метициллину, антибиотику пенициллинового ряда. В своей последней работе исследователи доказали, что бактерицидная активность средневекового лекарства распространяется как минимум еще на пять часто встречающихся бактериальных патогенов, которые инфицируют диабетические язвы и оказываются устойчивыми к лечению антибиотиками. Важно, что «адская смесь» работала как в обычной бактериальной культуре, так и в модели биопленки раны мягких тканей.

Ученые также подтвердили предварительный вывод, что для эффективного воздействия требуется комбинация всех четырех ингредиентов смеси. Так, сначала основным действующим компонентом считался чеснок, ведь аллицин, образующийся при повреждении тканей чеснока, обладает широкой противомикробной активностью. Но «одиночный» чеснок оказался неэффективным против биопленок.

Вино само по себе обладает ограниченной антимикробной активностью, но без него смесь была менее эффективной против биопленок, образованных золотистым стафилококком. Возможно, все дело в его кислотности или содержании этилового спирта, который может улучшать экстракцию соединений из растительного сырья или их диффузию внутрь биопленки.

Результаты этой работы свидетельствуют, что обращение к медицинским знаниям и опыту наших предков не лишено практического смысла. Ведь после того, как бактерии развязали настоящую «гонку вооружений», ученым приходится создавать все новые и новые антимикробные препараты. При этом антибиотики второго ряда оказываются иногда на порядки дороже антибиотиков первого ряда. И если не принимать срочных ответных защитных мер, то множество распространенных сегодня инфекций будут вновь приводить к летальным исходам.