2010
Тайну происхождения арбуза открыла египетская мумия
Современный арбуз, выращенный в Египте

Тайну происхождения арбуза открыла египетская мумия

В 2017 г. человечество съело почти 200 млн тонн арбузов. Но уже более 3 500 лет назад египтяне наслаждались сладкой красной мякотью предшественников современных арбузов. Благодаря исследованиям палеогенетиков удалось выяснить, когда и где впервые был «приручен» арбуз

Считается, что превращение древнего предка арбуза в наше любимое летнее лакомство произошло где-то на просторах африканского континента: в Ливии или Египте, а возможно, и в Южной или Западной Африке. И сейчас в этих местах можно встретить дикорастущих родственников арбуза, но мякоть у них светлая и горькая – из-за присутствия в ней кукурбитацинов.

В пользу Египта говорит несколько фактов. Во-первых, на папирусах и настенных росписях в египетских гробницах встречаются графические изображения, похожие на современные арбузы. Во-вторых, еще в XIX в. арбузные листья были найдены в гробнице при раскопках в долине Дейр-эль-Бахри близ Луксора, где находится множество уникальных памятников древнеегипетской архитектуры. Листья находились в саркофаге, где покоилась мумия «неизвестного человека». Судя по технике бальзамирования и типу гроба, характерных для начала одной из наиболее известных 18-й династии Древнего Египта, возраст листьев составлял около 3,5 тыс. лет. Однако сам факт их находки в гробнице не доказывает, что египтяне ели арбузы, а не использовали их, к примеру, как лекарства или для других целей.

О том, как шло одомашнивание разных видов растений и животных, до недавнего времени мы могли узнать лишь по таким археологическим находкам. Но в последние годы в эти исследования активно включились биологи, анализирующие древнюю ДНК. Что касается арбуза, то часть найденных листьев была отправлена в сельскохозяйственные гербарии знаменитых Королевских ботанических садов Кью (Великобритания), где они многие десятилетия не покидали музейной витрины. Спустя почти 200 лет после находки палеогенетики проанализировали фрагмент листа, расшифровав ядерный геном, а также геном пластид – внутриклеточных структур, отвечающих за фотосинтез.

Полученные данные сравнили с аналогичными данными для семи ближайших родственников современного арбуза. Оказалось, что в геноме «древнеегипетского» арбуза уже присутствует ряд полезных мутаций, в том числе в генах, участвующих в синтезе горьких соединений и метаболизме пигмента ликопена, обеспечивающего красный цвет арбузной мякоти.

Судя по этому анализу, уже египтяне времен Нового Царства, 3,5 тыс. лет выращивали красные и сладкие арбузы. Скорее всего, эти растения «приручили» в долине Верхнего Нила (в регионе Дарфур современного Судана), где и сейчас выращивается сладкий арбуз с белой мякотью, а затем они распространились на север по долине Нила. Именно в Дарфуре, где все еще может существовать популяция предковых форм арбуза, нужно вести поиск селекционного материала для создания новых сортов арбузов. Ведь известно, что дикие формы обычно более устойчивы к болезням, поражающих их одомашненных собратьев.

Фото: https://www.flickr.com, https://www.flickr.com