Вместо переливания «молодой» крови – омоложение системы кроветворения
Физиология

Вместо переливания «молодой» крови – омоложение системы кроветворения

Во многих странах мира за последнее столетие резко выросла продолжительность жизни людей, и проблема здорового долголетия становится все более актуальной. Один из подходов к ее решению – это «лечить старость молодостью». Для этого нужно понять, какие молекулярные факторы определяют эти полярные состояния организма

Кому из нас не хотелось бы продлить жизнь и вернуть утраченную молодость? И такие желания родились вместе с самим человечеством. Сейчас на эти цели работают многие научные коллективы, которые пытаются понять естественные механизмы старения – и научиться с ними работать.

Идея побороть старение с помощью пересадки органов и тканей молодого организма не нова – у нее давние корни. Еще во времена античности стареющим людям рекомендовали находиться рядом со здоровыми и молодыми, для чего пожилым

римским патрициям предлагалось спать между двумя юными девушками. В качестве «молодильного яблока» выступала, вплоть до средневековья, и молодая кровь, которую принимали как вовнутрь, так и в виде кровавых ванн. Однако только современная наука получила в свое распоряжение методы, позволяющие исследовать такие возможности «молодой крови», не прибегая к сомнительным практикам.

Согласно ряду исследований, переливание этой крови действительно может омолодить организм пожилого животного: стареющее сердце начинает лучше работать, мышцы становятся сильнее, а ум – острее. Но путь от констатации факта до появления «таблетки от старения» – долгий. Потому что до сих пор неизвестно, какие именно элементы молодой крови обеспечивают подобный эффект.

Создание хирургическим путем общего кровообращения между лабораторными мышами разного возраста, а также инъекции пожилым особям белка GDF11, полученного из крови молодых, приводили к одному и тому же результату: у «пожилых» мышей уменьшались признаки старения мышечной, нервной и кровеносной системы. По: (Kaiser, 2014)

Ученые из США и Великобритании решили, что, возможно, будет проще вместо использования «молодой» крови омолодить саму систему кроветворения. Они исследовали гемопоэтические (кроветворные) стволовые клетки и их ниши – микроокружение из определенным образом организованных клеток и белков внеклеточного вещества. Такая среда поддерживает стволовые клетки в их недифференцированном состоянии, обеспечивая им стабильное существование. Расположены ниши стволовых клеток в костном мозге, в полости трубчатых костей.

С возрастом стволовые клетки крови, как и весь организм, стареют и «портятся». Они начинают производить меньше красных кровяных клеток (эритроцитов), что приводит к анемии, а также иммунных клеток, что повышает риск инфекций и снижает эффективность вакцинации. Растет и риск геномных нарушений, что может привести к развитию лейкозов – онкологических заболеваний крови.

Ранее ученые уже пытались омолодить старые гемопоэтические стволовые клетки мышей разными способами, в том числе с помощью диеты с ограничением калорий, которая, как считается, замедляет старение. Но все попытки были безуспешны. Тогда и возникло предположение, что работать надо с их микроокружением в костномозговых нишах.

Ученые исследовали костный мозг молодых и старых мышей, детально описав все изменения в стареющих кроветворных нишах. Оказалось, что там развивается хронический слабовыраженный воспалительный процесс, который и определяет стареющий «формат» стволовых гемопоэтических клеток. Похоже, что решающую роль в этом играет провоцирующий воспаление интерлейкин-1β (IL-1β), который начинают усиленно производить определенные клеточные популяции.

Это предположение подтвердилось в эксперименте: хроническое воспаление, вызванное ежедневными (в течение 20 дней) инъекциями IL-1β молодым мышам привело к появлению у них явных признаков старения костномозгового микроокружения стволовых клеток и системы кроветворения в целом.

Анакинра – антагонист человеческого рецептора провоспалительного цитокина IL-1. Этот противовоспалительный препарат предлагалось использовать для лечения тяжелых пациентов, страдающих COVID-19 с цитокиновым штормом. ©CC BY-SA 3.0/Selket

К счастью, существует препарат анакинра – антагонист человеческого рецептора IL-1, который используют в терапии воспалительных заболеваний, в частности, ревматоидного артрита. И экспериментальное введение этого препарата старым мышам в течение 2 недель вернуло их стволовые клетки крови в более молодое и здоровое состояние.

Если открытые на лабораторных животных закономерности окажутся применимы к человеку, то впереди – клинические испытания анакинры и возможно, других соединений, блокирующих функцию IL-1β. Может быть, именно они окажутся тем «молодильным яблочком», которое поможет нашей крови дольше не стареть.