Способность быть веганом – в генах?
Физиология

Способность быть веганом – в генах?

Споры о вреде и пользе для здоровья вегетарианства не затихают. С одной стороны, имеются данные о снижении у вегетарианцев риска развития ожирения, сахарного диабета, сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. С другой стороны, следствием отказа от мяса бывает анемия и остеопения, разрушение зубов и психологические расстройства. Но, возможно, такая разная реакция на вегетарианство – у разных людей? Сейчас ученые попробовали ответить на этот вопрос с точки зрения генетики

Вегетарианство имеет древнюю историю: оно практиковалось в различных обществах на протяжении тысячелетий. В древние времена – в основном в рамках религиозных традиций, например раннего индуизма и буддизма; его приписывают также пифагорейцам, хотя сам Пифагор выступал против употребления лишь конкретных видов мясной пищи. В наши дни отказ от мяса пропагандируют различные экоактивисты, адепты здорового образа жизни.

Несмотря на древние корни и порой навязчивую пропаганду, в современном обществе вегетарианцы составляют меньшинство. Так, в США к ним относятся примерно 3–4% населения, в Великобритании – 2,3% взрослых и 1,9% детей. Количество веганов, придерживающихся строгого вегетарианства, вероятно, еще ниже, поскольку около половины тех, кто называет себя вегетарианцами, все же едят иногда рыбу, птицу и даже красное мясо. У таких людей желание придерживаться диеты без мяса преодолевается физиологической потребностью в «запрещенной» пище.

Так, может быть, лишь некоторые из нас способны постоянно придерживаться строгой вегетарианской диеты? На сегодня есть много данных, указывающих на наследственный характер пищевых предпочтений, что может быть продиктовано, пусть и частично, генетическими особенностями человека.

Чтобы оценить этот возможный генетический вклад, ученые из США и Великобритании проанализировали данные, собранные в рамках проекта Британского биобанка – проспективного когортного исследования, в котором участвовали около полумиллиона человек. Для анализа были использованы данные более 5 тыс. веганов и более 300 тыс. человек, составивших контрольную группу.

Используя метод полногеномного поиска ассоциаций, исследователи действительно обнаружили у веганов ряд генетических особенностей – набор вариантов различных генов, которые могут способствовать жизни на растительной диете.

Что же это за гены? Как известно, растительные продукты отличаются от животных составом сложных липидов, которые, особенно сфинголипиды, играют решающую роль в развитии и функционировании нервной системы. И оказалось, что большинство генов, связанных с вегетарианством, участвуют в обмене этих липидов, причем многие из них ассоциированы с психологическими и неврологическими особенностями и заболеваниями, включая болезнь Альцгеймера, эпилепсию, депрессию, шизофрению, аутизм и др.

Эти результаты соответствуют уже имеющимся данным, что люди, чья генетика благоприятствует вегетарианству, способны синтезировать в своем организме некоторые липиды, отсутствующие в растительной пище. Например, это могут быть частично незаменимые длинноцепочечные полиненасыщенные жирные кислоты, которые поступают в организм человека в основном с продуктами животного происхождения.

Кроме того, те или иные генетические характеристики могут влиять на пищевые предпочтения через взаимодействие между обменом веществ и вкусовым восприятием. Например, восприятие горечи влияет на уровень потребления кофеина, а генетически обусловленная скорость метаболизма этого алкалоида, определяющая его физиологические эффекты, в свою очередь, влияет на восприятие горечи. Проще говоря, низкий уровень метаболизма кофеина связан с более высокой чувствительностью к горечи и меньшим потреблением кофе.

Возможно, что и выбор диеты может быть продиктован как индивидуальными различиями в метаболизме липидов и их влиянии на мозг, так и вкусовыми предпочтениями.

Таким образом, способность постоянно придерживаться вегетарианской диеты по моральным или религиозным соображениям, по-видимому, ограничена «генетикой». Возможно, в скором будущем специалисты смогут давать таким вегетарианцам персонализированные диетические рекомендации, а также разработать заменители мяса, содержащие соединения, которых может не хватать организму веганов.