Установлена связь между возбудителем пародонтита и развитием болезни Альцгеймера
Нейродегенеративные заболевания, такие как болезнь Альцгеймера, – одна из серьезнейших проблем современной медицины. Существует не одна гипотеза, объясняющая причины и проявления этой болезни. В частности, было выдвинуто предположение, что фактором риска могут служить инфекционные заболевания полости рта. Но здесь возник вопрос: может быть, пациенты с деменцией просто не в силах хорошо ухаживать за своими зубами? Теперь ответ на этот вопрос получен и, увы, он оказался не слишком оптимистичным
Основным возбудителем пародонтита, воспалительного заболевания тканей, окружающих зуб, является бактерия Porphyromonas gingivalis. Этот патогенный вид порфиромонад в небольшом количестве встречается и у каждого четвертого здорового человека. При этом бактерия не ограничивается ротовой полостью, а распространяется по другим органам и тканям.
P. gingivalis выделяет в окружающую среду токсичные для клеток человека белки гингинпаины, которые относятся к классу протеаз – ферментов, расщепляющих белки. Гингинпаины могут, как и сами бактерии, «путешествовать» между клетками нашего организма, используя в качестве транспорта мембранные пузырьки – везикулы.
Недавно группа ученых из разных стран при спонсорском участии биотехнологического стартапа Cortexyme Inc. (США) изучила несколько десятков посмертных образцов ткани головного мозга людей с болезнью Альцгеймера. Практически во всех них обнаружились гингинпаины, а в некоторых была найдена ДНК самой бактерии. Последнюю удалось обнаружить и в спинномозговой жидкости при обследовании пациентов, страдающих болезнью Альцгеймера.
Количество гингинпаинов в мозге было прямо связано с количеством патологически измененного тау-белка, типичного для этой болезни, а также молекул убиквитина, «маркера» поврежденных белков, предназначенных для уничтожения. В небольших количествах эти белки, включая бактериальные, обнаруживались и в образцах мозга контрольной группы, у которой не было диагноза «деменция». Это говорит о наличии у этих людей начальной, бессимптомной стадии болезни.
Нейротоксичность гингинпаинов была подтверждена в эксперименте на клеточной культуре нейробластомы человека SH-SY5Y. Выяснилось, что гингинпаины действительно повреждают тау-белок, который начинает образовывать патологические агрегаты-«клубки», при этом предварительная обработка гингинпаинов необратимым ингибитором протеаз предотвращала возникновение этой патологии.
В следующих экспериментах участвовали уже лабораторные мыши, десны которых инфицировали P. gingivalis. Впоследствии в мозге этих животных были обнаружены живые бактерии и зафиксирована активизация нейродегенеративных процессов, в том числе высокий уровень β-амилоидного белка, также характерного для болезни Альцгеймера.
Как известно, P. gingivalis быстро приобретает устойчивость к антибиотикам. Поэтому исследователи разработали низкомолекулярные ингибиторы гингинпаинов и проверили их эффективность на человеческих клетках SH-SY5Y и мышах, зараженных бактерией. В результате смертность клеток в культуре уменьшилась, а у животных образовалось меньше амилоида и сохранилось больше здоровых нейронов по сравнению с контрольной группой. Одно из этих соединений уже прошло первую стадию клинических испытаний – на безопасность. Испытания планируется продолжить в ближайшее время.
И все же не все ученые согласны с тем, что именно P. gingivalis играет ключевую роль в развитии болезни Альцгеймера: в мозге таких больных находят и другие патогенные микроорганизмы, такие как возбудитель болезни Лайма и вирусы герпеса. Так что P. gingivalis вряд ли является единственным патогеном, способствующим развитию этой болезни.
К тому же есть вероятность, что это нейродегенеративное заболевание может поражать не всех носителей P. gingivalis, а только тех, у кого имеются мутации генов иммунной системы, допускающие развитие хронической инфекции мозга и некорректный ответ на нее. Но тщательно следить за здоровьем своих зубов и десен стоит в любом случае – ведь береженного и бог бережет.
Фото: https://pixabay.com
Подготовила Мария Перепечаева