Сенолитики – потенциальное средство для борьбы с болезнью Альцгеймера
Медицина

Сенолитики – потенциальное средство для борьбы с болезнью Альцгеймера

Болезнь Альцгеймера – самая распространенная причина старческого слабоумия – характеризуется многофакторностью причин и многогранностью самого патологического процесса. Возможно, что для разных «вариантов» болезни потребуются и разные варианты сочетания терапевтических подходов, чтобы воздействовать сразу на несколько ключевых точек процесса. Недавно ученые приступили к клиническим испытаниям на пациентах с болезнью Альцгеймера известных препаратов-сенолитиков, убивающих стареющие клетки

Причины и механизмы развития болезни Альцгеймера до сих пор точно неизвестны, что объясняет отсутствие эффективных методов лечения или хотя бы замедления прогрессии этого заболевания. Основной считается амилоидная гипотеза, согласно которой главным его «виновником» является патологический бета-амилоидный белок, накапливающийся в тканях мозга в виде бляшек. Однако клинические испытания препарата адуканумаба на основе антител к бета-амилоиду, способных связывать его и предъявлять для уничтожения иммунной системе, оказались неуспешными.

Разработки лекарств против болезни Альцгеймера – одни из самых медленных, дорогих и наименее успешных, частота неудач – более 99%. И это вполне объяснимо, так как факторов, способствующих ее развитию, много, и накопление тех же патологических белков может быть лишь частью более глобального процесса.

Ведущим фактором риска развития болезни Альцгеймера является старение, и можно подойти к проблеме с этого конца, используя такие средства, как сенолитики. Эти препараты уничтожают в организме так называемые стареющие клетки, которые уже утратили способность к дальнейшему делению, но еще сохранили жизнеспособность и метаболическую активность. Такие клетки никогда не станут раковыми, однако секретируемые ими вещества представляют опасность для здоровых «соседей». А поскольку с возрастом число стареющих клеток растет, то увеличивается и поражение здоровых тканей организма, что может вызвать развитие возраст-зависимых заболеваний, включая и болезнь Альцгеймера.

В стареющих клетках увеличивается клеточное ядро, повреждаются митохондрии, обеспечивающие клетку энергией, растет уровень окислительного повреждения белков, меняется протеосомальная и лизосомальная активность, накапливается пигмент липофусцин, активизируется секреторная функция. Вверху – стареющий фибробласт (клетка соединительной ткани) человека с большой сетью митохондрий (помечены зеленым) и множеством лизосом (помечены красным), что типично для стареющих клеток. ДНК ядра помечено синим. ©CC BY-NC-SA 2.0/Glyn Nelson

Команда исследователей из нескольких научных центров США ранее уже показала, что сочетание противоракового препарата дазатиниба с кверцетином (флавоноидом растительного происхождения) эффективно убивает стареющие клетки человека и мышей в клеточной культуре. Однако дазатиниб довольно токсичен и небезопасен для организма.

В новом исследовании участвовали 5 пожилых людей с начальными симптомами болезни Альцгеймера. Участники принимали дазатиниб и кверцетин в течение 3 месяцев в прерывистом режиме: два дня приема через каждые две недели. Такой распорядок был обусловлен тем, что стареющие клетки накапливаются медленно, и доклинические исследования показали, что для поддержания их низкой численности непрерывного фармакологического лечения не требуется. Токсический же эффект таким образом удается понизить.

Ученые выяснили, могут ли эти лекарства проникать в центральную нервную систему. В спинномозговой жидкости был обнаружен только дазатиниб – у четырех из пяти пациентов. Однако удаление стареющих клеток даже лишь в периферических тканях теоретически может положительно влиять на состояние мозга.

Что касается побочных эффектов, то такое лечение хорошо переносилось. Правда, в спинномозговой жидкости был отмечен повышенный уровень маркеров воспаления, при том что в крови он был снижен. Причиной этого явления может быть либо временное усиление воспалительного процесса, сопровождающее гибель стареющих клеток, либо же сама терапия. Выяснение этого вопроса будет важной частью следующего этапа работы.

В задачи этого исследования не входила оценка эффективности лечения, но, по предварительным данным, уровни маркеров клеточного старения меняются под действием испытанных сенолитиков. Но все это следует проверить в плацебо-контролируемых исследованиях, которые уже ведутся. Теперь, после подтверждения безопасности подобной терапии, ученые могут работать с большой выборкой пациентов.

Фото: https://www.publicdomainpictures.net и https://www.flickr.com