В Китае обнаружили архаичного человека с чертами «сапиенса»
Археология

В Китае обнаружили архаичного человека с чертами «сапиенса»

Несколько лет назад в пещере на юго-востоке Китая ученые нашли останки древних представителей подсемейства гомининов, к которым, помимо человека, относят таких человекообразных обезьян, как гориллы и шимпанзе. На основе детального анализа находок они пришли к выводу, что перед ними – доказательства существования еще одного типа древнего человека, не похожего ни на одного из уже известных

За последние полвека на территории современного Китая археологи обнаружили многочисленные окаменелости древних гомининов. Находки, датируемые средним плейстоценом, оказались морфологически очень разнообразны, поэтому ученые не смогли с уверенностью отнести их к тем или иным таксономическим группам.

В результате это древнее «человекообразное» население получило разные наименования, такие как «восточноазиатские гоминины среднего плейстоцена», «популяция с неясным таксономическим статусом» и т. п. Предполагали, что эти существа могли быть ранними или архаичными Homo sapiens, занимая промежуточное положение между H. erectus и ранними людьми современного физического типа, или предками современных людей в Восточной Азии.

Прояснить ситуацию помогли находки, сделанные несколько лет назад при раскопках в Хуалундуне (Восточный Китай), где были обнаружены окаменелости гоминидов, принадлежащих 16 особям, датируемые примерно 300 тыс. лет назад. Среди этих находок одна потребовала особо тщательного изучения – почти полный череп, обозначенный как HLD6, в котором черты типично восточноазиатских среднеплейстоценовых гомининов сочетались с такими чертами человека современного физического типа, как относительно плоская форма лица.

Первоначальная реконструкция черепа HLD.  По: (Wu et al., 2019)

Когда позже были обнаружены еще одни, дополнительные детали того же черепа ученые описали уникальные особенности строения нижней челюсти, которая также представляла собой морфологическую «мозаику» архаичных и современных черт.

В целом подобное сочетание – вещь исключительная, учитывая солидный возраст HLD6. И все эти особенности не были связаны с молодым (12–13 лет) возрастом особи, что показали сравнительные исследования с аналогичными останками древних гомининов и современных людей. Ученые также исключили вероятность, что фрагменты скелета HLD6 принадлежали представителю другой линии древних гомининов – денисовцев, впервые обнаруженных в Денисовой пещере на Горном Алтае.

Все этого говорит о том, что в Восточной Азии еще 300 тыс. лет назад – раньше, чем там появились люди современного физического типа, – существовали гоминины, чей облик во многом напоминал человека разумного.

В какой-то степени эти находки, несмотря на всю свою сенсационность, были ожидаемыми. Сегодня мы знаем, что родословное древо человечества больше похоже не на дерево, а на куст с переплетающимися «ветвями», а также с «побегами», которые так и остались одиночными. Неандертальцы смешивались с предками современных неафриканцев, денисовцы – с родоначальниками современного населения Океании и Азии. Неклассифицируемые находки на территории современного Китая поддерживают предположение, что в позднем среднем плейстоцене в этой местности сосуществовало несколько линий древних гомининов, но, вероятно, лишь некоторые из них могут считаться предполагаемыми предками H. sapiens.

Гомининов из Хуалундуна авторы работы расценили как самых ранних представителей переходных форм между архаичными и ранними современными людьми либо даже самыми ранними представителями H. sapiens в восточноазиатском регионе. Они не исключают и того, что обнаружили новый тип древнего человека, который не относится ни к неандертальцам, ни к денисовцам, ни к эректусам, но при этом более близок к сапиенсам.

Фото: https://www.flickr.com и https://www.pnas.org