Вакцинация: «ЗА» или «ПРОТИВ»?
Сегодня мир ждет появления вакцины от нового коронавируса, с которой связывают надежды на прекращение пандемии COVID-19. Клинические испытания первой российской вакцины начались 18 июня 2020 г., а уже этой осенью обещают начать массовую вакцинацию от этой инфекции. Но станет ли она выходом из положения, как в случае с черной оспой или полиомиелитом, и насколько оправдан страх перед осложнениями после вакцинации? Об особенностях вакцинации как профилактической меры против опасных инфекций рассказывает член-корр. РАН, профессор С.В. Нетесов (Новосибирский государственный университет), признанный вирусолог и специалист в области изучения структуры и функций геномов вирусов
Первая «официальная» прививка была сделана в конце XVIII в.: английский врач Эдвард Дженнер втер в надрезы на коже восьмилетнего мальчика гной из оспенных язвочек молочницы, заразившейся коровьей оспой. Этот метод защиты, позже названный вакцинацией (от лат. vache – корова), сработал: мальчик не заболел даже когда врач ввел ему инфекционный материал от больного натуральной оспой.
Именно благодаря вакцинации человечество смогло защитить себя и домашних и сельскохозяйственных животных от многих бактериальных и вирусных инфекций, включая смертельные. По данным ВОЗ, вакцинация ежегодно спасает несколько миллионов жизней, в первую очередь детских. Поэтому этот способ профилактики болезней, позволивший значительно увеличить среднюю продолжительность жизни человека, считают одним из самых важных достижений медицины.
В России, как и в других странах, есть Национальный календарь прививок, в котором «прописаны» сроки и типы бесплатных массовых вакцинаций, проводимых в соответствии с программой обязательного медицинского страхования. Этот перечень рекомендуют всем детям, состоящим на учете в муниципальной поликлинике.
Сегодня стараются использовать комплексные вакцины, чтобы уменьшить число возможных побочных реакций организма на иммунизацию. Есть даже пентавакцины, когда одним шприцом вводят сразу пять вакцин: против коклюша, дифтерии, столбняка, полиомиелита и инфекции, вызываемой гемофильной бактерией. Главный фактор риска при вакцинации – это сам момент введения. Поэтому все процедуры проводятся в перчатках, одноразовыми шприцами, с дезинфекцией места укола.
По способу изготовления все вакцины делят на три основных класса. Основу живых вакцин составляют ослабленные возбудители болезней, инактивированных – убитые. Субъединичные вакцины содержат фрагменты вирусных или бактериальных частиц либо инактивированные белки патогена.
Живые вакцины не вызывают сколько-нибудь значительного недомогания, при этом размножение в организме ослабленных микроорганизмов обычно приводит к выработке прочного, комплексного иммунного ответа. Однако для некоторых возбудителей получить живую вакцину не удается. Остальные вакцины не способны вызвать заболевание, но позволяют иммунной системе человека «запомнить» характерные признаки возбудителя, чтобы при встрече с ним быстро его опознать и уничтожить.
К примеру, вакцины от полиомиелита на сегодня существуют в двух вариантах: живые, которые закапывают в рот, и инактивированные, которые вводят с помощью инъекции. В первом случае «прививочный» вирус частично выходит с фекалиями и может до шести месяцев циркулировать во внешней среде. В США в основном используют инактивированную вакцину, потому что там уже более десяти лет не обнаруживают природные вирусные штаммы. Когда мы полностью искореним вирус полиомиелита из человеческой популяции, то на инактивированную вакцину от полиомиелита перейдет весь мир.
Так что вопрос о том, какая вакцина лучше, некорректен – все зависит от контекста. При этом ни одна вакцина, к сожалению, не обходится без побочных реакций. Конечно, все они должны быть изучены экспериментально и приведены в соответствующей нормативной документации.
При этом надо различать поствакцинальные реакции и поствакцинальные осложнения. Первые проходят сами по себе за короткий период после вакцинации и не представляют угрозы для здоровья. Это относится и к возможному кратковременному повышению температуры, так как вакцина содержит настоящие антигены инфекционного агента.
Поствакцинальные осложнения – это длительные изменения после введения прививки, повлекшие за собой нарушение здоровья. К счастью, они весьма редки, а данные по ним есть в открытом доступе. Если внимательно изучить статистику, то становится очевидным, что риск осложнений после вакцинации в тысячи раз меньше, чем риск осложнений после заболевания, от которого она защищает. Например, комплексная вакцина АКДС может вызвать энцефалопатию у одного ребенка из нескольких сотен тысяч, а смертность у непривитых детей достигает при дифтерии 5%, столбняке – 2%, коклюше – 0,12%.
Чаще всего осложнения после вакцинации связаны с нарушениями иммунной системы человека, как в случае возникновения вакцин-ассоциированного полиомиелита у детей с первичным иммунодефицитом. Подобные генетически обусловленные состояния можно выявлять у новорожденных с помощью неонатального скрининга.
Парадоксально, но современное движение «антипрививочников» во многом обязано еще одному английскому врачу – Э. Уэйкфилду, который в 1998 г. опубликовал статью о взаимосвязи между вакцинацией от кори и аутизмом. Первым следствием стал массовый отказ британцев от этой прививки, а затем и рост заболеваемости корью не только в Англии, но и в других странах. И хотя исследование Уэйкфилда многократно проверили и перепроверили, доказав его некорректность, публикацию отозвали, а ее автора лишили права заниматься профессиональной медицинской деятельностью, червь сомнения в умах поселился…
Можно понять, но не оправдать тех родителей, которые отказываются от вакцинации, потому что хотят оградить ребенка от опасности. Конечно, решение о вакцинации должно быть обдуманным и взвешенным, нужно исходить из индивидуальных особенностей организма, учитывать противопоказания, возможные аллергические реакции. Не следует перегружать ребенка физическими и эмоциональными нагрузками перед и сразу после вакцинации, ни в коем случае не делать прививку во время недомогания или сразу после выздоровления.
Сегодня в той же Великобритании ребенка не примут в детский сад, если он не привит против кори, паротита, краснухи, коклюша, столбняка и дифтерии. У нас эта норма жестко не закреплена, хотя больной выделяет в окружающую среду возбудителей болезни в таких количествах, что это может «пробить» иммунитет даже привитых детей. Поэтому отказываться от каких-то прививок следует лишь в случае серьезных противопоказаний.
С прививками против детских болезней, таких как корь, дифтерия, коклюш и др., все более-менее ясно. Что касается острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ), то с ними люди обычно справляются самостоятельно, и прививок от них не ставят. Исключение до настоящего времени было одно – грипп.
При отслеживании процессов, происходящих в организме при гриппе, выяснилось, что концентрация вируса максимальна на 1–5 дни болезни, а количество антител IgM, обеспечивающих первичный иммунный ответ, – растет через неделю после начала заболевания. И только через две недели появляются антитела IgG, обеспечивающие долговременную защиту. Так что у здоровых людей вакцинация может просто сократить время болезни, а вот у пожилых и с сопутствующими заболеваниями – значительно уменьшить риск смертности. И риск этот не мал: в США через один-два месяца после заболевания гриппом ежегодно умирает до 35 тыс. пожилых людей.
Кстати сказать, вирус гриппа служит причиной всего лишь 10% всех ежегодных респираторных инфекций, хотя во время эпидемий эта цифра может увеличиваться в несколько раз. Мониторинг вирусов гриппа во всем мире ведется силами двух-трех десятков лабораторий. Стандартная кривая годовой заболеваемости гриппом, как и многих других ОРВИ, представляет собой двухволновой график: первая «волна» (февраль-апрель) больше, вторая (декабрь-январь следующего года) – меньше.
Сейчас существует несколько методов диагностики гриппа, которую можно сделать в платных медицинских центрах, при этом стоимость анализа будет в несколько раз выше, чем самой вакцины. А главное, в точной диагностике этого заболевания нет особого смысла: принцип лечения любого типа гриппа одинаков, и начинать его надо как можно раньше. Что касается прививки, то хотя не всегда удается точно «предугадать», какие разновидности вируса вызовут эпидемию, вакцина все равно будет в той или иной степени эффективна. Иммунитет при применении инактивированных вакцин от гриппа, по мнению ряда специалистов, сохраняется в течение 3–5 лет.
Сейчас в ВОЗ зарегистрировано уже более ста проектов по созданию вакцин против нового коронавируса SARS-CoV-2: разработки активно ведутся сразу во многих странах, и на разных технологических «платформах». Разработать вакцину в очень сжатые сроки – крайне непростая задача. Ведь кандидатные вакцины должны проходить строгий комплекс доклинических испытаний для гарантии их безопасности для людей и оценки их эффективности.
Удастся ли с помощью вакцинации минимизировать роль эпидемии этой болезни в нашей жизни либо даже полностью исключить ее встречаемость, как это уже сделано с оспой и почти сделано с полиомиелитом, покажет только время.
Фото: https://ru.m.wikipedia.org