«Ночной гормон» мелатонин – против диабета и ожирения
Медицина

«Ночной гормон» мелатонин – против диабета и ожирения

Сейчас во всем мире, в первую очередь в развитых странах, наблюдается буквально эпидемия сахарного диабета: число больных за последние 20 лет выросло в три раза и, по прогнозам экспертов, уже к 2025 г. достигнет 700 млн человек. Хорошим помощником в борьбе с этим заболеванием может стать мелатонин – на сегодня препараты этого гормона официально зарегистрированы и используются для лечения расстройств сна

Согласно данным Минздрава РФ, в наши дни риск развития диабета угрожает каждому десятому россиянину. В основе этой болезни лежат дефекты в секреции и/или эффективности действия инсулина – гормона, который участвует в регуляции углеводного обмена, в частности, в утилизации «сахара» – глюкозы.

Механизм развития наиболее распространенного сахарного диабета 2-го типа связан с плохой работой бета-клеток поджелудочной железы, вырабатывающих этот гормон, и нарушением чувствительности клеток к инсулину. Инсулинорезистентность тканей тянет за собой целый «букет» патологий, во многом определяющих структуру смертности у современных людей: ожирение, повышенный уровень артериального давления, сердечно-сосудистые заболевания и т. д. Кстати сказать, все эти патологии служат отягчающим обстоятельством при новой коронавирусной инфекции, значительно увеличивая риск смертности при COVID-19.

К сожалению, сахарный диабет 2-го типа пока неизлечим, но есть много способов «управлять» этой болезнью, чтобы максимально снизить негативные последствия на здоровье. К таким мерам относятся изменение образа жизни (правильное питание, физическая активность и т. д.), снижение эмоционального стресса, а также медикаментозное лечение, включая инсулинотерапию.

Однако в официальном списке лекарств, показанных для терапии сахарного диабета 2-го типа, вы не найдете препаратов мелатонина – гормона эпифиза, который регулирует физиологические ритмы организма и их подстройку к условиям внешней среды. И, как выясняется, совершенно зря.

Эпифиз (шишковидная железа) служит биологическими часами организма, а его гормон мелатонин можно уподобить маятнику, который обеспечивает ход этих часов. Концентрация мелатонина в сыворотке крови ночью в 30 раз больше, чем днем, достигая пика в 2 ч по местному времени

Рецепторы к этому гормону имеются не только у клеток мозга и периферических органов, но и у бета-клеток поджелудочной железы – так происходит синхронизация производства инсулина с временем суток. Судя по экспериментальным «животным моделям» сахарного диабета 2-го типа, мелатонин способствует воспроизводству этих бета-клеток, а также улучшает чувствительность тканей к инсулину и уменьшает окислительный стресс. Поэтому неудивительно, что сахарный диабет 2-го типа, как и сопутствующие ему патологии, включая ожирение, развиваются, как правило, на фоне пониженного уровня и отсутствия нормального суточного ритма этого гормона.

Специалисты из НИИ клинической и экспериментальной лимфологии (Новосибирск) на примере лабораторных мышей и крыс (в том числе с генетической предрасположенностью к развитию ожирения и диабета и пониженным уровнем секреции эпифизарного мелатонина) изучили, как влияет прием дополнительного мелатонина на состояние печени и иммунной системы. Ведь именно эти системы в первую очередь страдают при метаболическом синдроме и диабете 2-го типа.

Одна из патологий, сопутствующих диабету, – это неалкогольная жировая болезнь печени. Оказалось, что внутрижелудочное введение мелатонина таким животным вызывает улучшение состояния клеток, восстановление клеточной защиты и усиление восстановительного потенциала печени, а также нормализацию работы лимфатической «дренажной системы» этого органа, что важно для выведения продуктов обмена веществ, включая токсические.

Диабет ставит под удар и иммунную систему: в селезенке у тучных животных с развивающимся диабетом меняется численность иммунных клеток, в том числе активированных лимфоцитов, обеспечивающих быстрый иммунный ответ на известные патогены. А изменение баланса активности окислительно-восстановительных ферментов этих клеток говорит о нарушении их энергетического обмена и снижении функциональной активности. Однако прием мелатонина в течение двух недель нормализовал практически все нарушенные показатели, включая вес тела.

В новосибирском НИИ клинической и экспериментальной лимфологии – филиале ФИЦ ИЦиГ СО РАН разработан и синтезирован новый препарат мелатонина «Комплекс М» на основе пористого носителя, из которого гормон высвобождается постепенно. Носитель – сорбент, способный удерживать и выводить токсины и лишнюю жидкость, поэтому «Комплекс М» также имеет детоксицирующий и противоотечный эффекты. Новый препарат успешно прошел лабораторно-экспериментальные испытания, показав более высокую эффективность по сравнению с обычными препаратами мелатонина

Итак, в экспериментах на животных мелатонин показал свою эффективность как корректор ряда патологических процессов, сопровождающих развитие ожирения и сахарного диабета. Сегодня препараты мелатонина часто назначают при различных нарушениях сна из-за рассогласования биологических ритмов (при ночной работе, дальних перелетах, неправильном режиме дня, сне при включенном свете и т. п.). Кроме того, так как мелатонин обладает также свойствами антидепрессанта, его принимают для улучшения настроения.

Однако гораздо менее известные эффекты мелатонина, связанные с его влиянием на углеводный и жировой обмен, лимфатическую и иммунную системы, процессы жизнедеятельности и смерти клеток, позволяют использовать этот недорогой и безопасный препарат в комплексной терапии сахарного диабета 2-го типа и сопутствующих заболеваний. А хороший сон и настроение станут бонусами!

Подробнее читайте в журнале «НАУКА из первых рук» в статье С. В. Мичуриной, А. В. Шурлыгиной, А. Ю. Летягина и др. «Мелатонин – при диабете и ожирении показан»