Голые землекопы с трудом раскрывают секреты своей устойчивости к раку
Физиология
Голый землекоп

Голые землекопы с трудом раскрывают секреты своей устойчивости к раку

Голые землекопы – небольшие африканские роющие грызуны, живут невероятно долго для животных такого размера, и при этом практически не болеют раком. Понимание того, как они защищаются от онкологических заболеваний, может помочь защитить от рака и человека. Одна гипотеза на этот счет у ученых уже была, но, похоже, реальность, как обычно, оказалась сложнее

Голые землекопы (Heterocephalus glaber) давно привлекают внимание ученых, занимающихся проблемами старения: эти животные размером с мышь доживают почти до 40 лет, что на порядок больше по сравнению с обычными мелкими грызунами. У этих странных животных немало и других необычных черт, таких как устойчивость к недостатку кислорода и низкая болевая чувствительность. Но главное – они очень редко болеют раком: в неволе наблюдались лишь единичные случаи заболевания, что необычно с учетом продолжительности их жизни.

Как же им это удается? На основе экспериментов, проведенных в 2013 г., была выдвинута гипотеза о том, что клетки голых землекопов не поддаются злокачественному перерождению благодаря тому, что в их тканях содержится необычная (с высокой молекулярной массой) гиалуроновая кислота – важный компонент межклеточного вещества. И действительно, когда исследователи ввели в фибробласты (клетки соединительной ткани) особые онкогены, вызывающие рак, то клетки голых землекопов оказались намного устойчивее по сравнению с мышиными и крысиными. Однако они теряли это преимущество, если выработка гиалуроновой кислоты в них была нарушена.

Фибробласты мыши в культуре, сканирующая электронная микроскопия

Недавно механизмами раковой устойчивости голых землекопов занялись ученые из Кембриджского университета (Великобритания), используя 79 различных клеточных линий, выращенных из клеток кишечника, почек, поджелудочной железы, легких и кожи 11 особей голых землекопов.

Частично повторив эксперименты 2013 г., исследователи ввели в эти клетки два онкогена. Но на этот раз клетки голых землекопов также оказались чувствительными к онкогенной трансформации. Анализ пула РНК клеток голых землекопов и мышей показал, что в клетках этих животных шли сходные процессы опухолевой трансформации.

На основе этих результатов родилась новая гипотеза: устойчивость к раку голых землекопов обусловлена не свойствами самих клеток, а окружающей их уникальной микросредой, благодаря чему развитие опухоли останавливается на начальных стадиях. И это ставит под сомнение роль гиалуроновой кислоты, несмотря на ее уникальность.

Теперь на повестке дня стоят исследования иммунной системы голых землекопов, которая также отличается уникальными особенностями. Иммунитет, как известно, играет важную роль в защите организма от раковых клеток, что активно используется при разработке современных методов иммунотерапии этой болезни. Так или иначе, но если тайна подземного долгожителя будет раскрыта – это поможет в разработке профилактических мер и методов лечения рака у человека.

Фото: https://www.flickr.com и https://commons.wikimedia.org