Анестезия из змеиного яда
У C. Bivirgatus ярко-красная голова и кончик хвоста, синие полосы вдоль тела и самые большие ядовитые железы, которые составляют больше четверти длины тела животного. Несмотря на то, что ученые давно «знакомы» с этой змеей, свойства ее яда до сих пор не изучали. Но теперь исследователи из Квинслендского университета (Австралия) выяснили, что C. Bivirgatus, одна из самых красивых, ярких и самых ядовитых змей в мире, пользуется ядом, непохожим на яд любой другой змеи.
Большинство нейротоксичных змеиных ядов нарушает передачу возбуждения в нервно-мышечных синапсах и вызывает вялый паралич. Причем, обычно змеиный яд действует довольно медленно, совсем не так, как показывают в голливудских фильмах: например, яд кобры убивает мышь за несколько минут, человек после укуса кобры проживет несколько часов.
Яд C. Bivirgatus тоже нейротоксичен, но работает по другому принципу, вызывая у жертвы мгновенный спастический паралич. Яд содержит токсин δ-elapitoxin-Cb1a, который активирует и препятствует инактивации потенциал-зависимых натриевых ионных каналов, отвечающих за распространение возбуждения в скелетных мышцах. После укуса происходит одновременное возбуждение всех нейронов - и спазм всех мышц. Яд не уникален - подобные токсины находили у других животных, например, своими конотоксинами парализуют рыбу хищные конусные улитки, но еще ни разу яд подобного действия не описывали у позвоночных.
Яд C. Bivirgatus интересен не только специалистам по эволюции, но и фармакологам, разрабатывающим обезболивающие средства: модуляция работы натриевых каналов – один из способов достичь обезболивающего действия. На основе яда конусных улиток такие препараты уже разрабатываются.
Фото: https://commons.wikimedia.org
Подготовила Мария Перепечаева