Здоровье мозга – на дне бокала?
Медицина

Здоровье мозга – на дне бокала?

Еще великий Пушкин как-то заметил, что «…осушив до капли чашу, увидел истину на дне». И во многом он оказался прав: хотя вред, который причиняет здоровью чрезмерное употребление алкоголя, неоспорим, результаты некоторых исследований свидетельствуют, что у умеренно пьющих людей реже развиваются сердечно-сосудистые и онкологические заболевания. А по недавним данным алкоголь в небольшой дозе может быть полезен для мозга, в частности, повышая его способность избавляться от потенциально опасных белковых молекул

В 2012 г. ученые из Медицинского центра Рочестерского университета (США) при анализе суточных изменений обмена веществ в мозге лабораторных мышей выяснили, что переход от бодрствования ко сну сопровождается резким увеличением протока жидкости в глимфатической системе. Последняя является мозговым аналогом лимфатической системы, которая транспортирует из тканей в кровь избыток воды и белковых молекул.

Глимфатическая система представляет собой систему заполненных спинномозговой жидкостью каналов, сформированных астроцитами, «обслуживающими» клетками мозговой ткани. Во время сна эти каналы расширяются, что позволяет спинномозговой жидкости течь легче, «вредные» молекулы как бы вымываются из мозга и в итоге выводятся в лимфатические сосуды и затем в кровоток. Таким образом выводятся и белки, накопление которых в нервной ткани связывают с развитием нейродегенеративных заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера.

Затем исследователи решили выяснить влияние алкоголя на функционирование глимфатической системы. Для этого лабораторным мышам делали инъекции раствора этилового спирта: однократно (острый эксперимент) или ежедневно в течение месяца (хронический эксперимент). При этом использовались низкие, средние и высокие дозы алкоголя, примерно соответствующие стандартному человеческому «дринку» (около 150 мл вина), умноженному на 2.5, 8 и 21.

Как известно, на уровне нервной системы пьянство может вызвать у человека когнитивные нарушения, дисбаланс нейромедиаторов (химических посредников между нейронами) и даже атрофию мозга, объем которого у алкоголика может уменьшиться на 10%. У мышей, которые получали большие и средние дозы алкоголя, исследователи также наблюдали нарушение когнитивных способностей и двигательных навыков. Кроме того, было отмечено увеличение концентрации в мозге одного из молекулярных маркеров воспаления, что является неблагоприятным признаком. Однако у животных, принимавших низкую дозу этилового спирта (неважно, длительно или однократно), когнитивные и двигательные показатели оставались на уровне «трезвых» контрольных мышей, показатель маркера воспаления был снижен, а глифматическая система работала даже более эффективно по сравнению с контролем.

Известно, что умеренное употребление алкоголя (в отличие от неумеренного) связано с меньшим риском развития деменции (старческого слабоумия). Возможно, что в малых дозах алкоголь улучшает состояние мозга в целом. И работа глимфатической системы играет в этом далеко не последнюю роль, способствуя ускоренному выводу из тканей мозга накапливающиеся там потенциально токсичные белковые молекулы.

Фото: https://pxhere.com