Борьба с малярией и лекарство от рака
Медицина
Клетка остеосаркомы (рак кости)

Борьба с малярией и лекарство от рака

Недавно опубликованные результаты совместной работы онкологов и инфекционистов еще раз подтверждают мнение о том, что в науке много места неожиданному и незапланированному, а важное открытие зачастую – побочный продукт основной деятельности. Так ученые, занимающиеся борьбой с малярией, кажется, нашли лекарство от рака.

Все началось с того, что ученые из Университета Копенгагена (Дания) занимались изучением протекания малярии у беременных женщин. Малярия при этом состоянии имеет свои особенности: атаке паразита – малярийного плазмодия – активно подвергается плацента, орган, который образуется во время беременности и связывает организмы матери и развивающегося плода. Малярийный плазмодий, который на одной из стадий развития располагается внутри эритроцитов, опосредует появление на поверхности зараженных эритроцитов специфического белка, способного связываться с клетками плаценты. Такая «любовь» паразита к плаценте обусловлена особым типом плацентарного хондроитинсульфата – это углеводная составляющая ряда сложных белков, называемых протеогликанами.

Сначала считалось, что данный тип хондроитинсульфата присутствует у человека исключительно в плаценте, но оказалось, что он есть и в раковых клетках. В принципе, ничего удивительного в этом нет: схожесть роста опухоли и плаценты занимала мысли ученых довольно давно. Судите сами: плацента вырастает за несколько месяцев из нескольких клеток в орган, весящий 600-800 г., она отвечает за обеспечение эмбриона питанием и кислородом, обеспечивает защиту плода от иммунной системы матери, в общем, активно функционирует в относительно чужеродной окружающей среде. Можно сказать, что и опухоль ведет себя схожим образом: она агрессивно растет в достаточно чужеродной среде, обходит иммунологические механизмы защиты организма… И вот оказалось, что быстрому росту и плаценты и опухоли способствует тот особый тип хондроитинсульфата, с которым связывается белок малярийного плазмодия.

Когда А. Саланти (Salanti), руководитель «малярийной» части исследования, понял, какие открываются перспективы, он связался со своим бывшим учеником М. Догэардом (Daugaard) из Университета Британской Колумбии (Канада), и в результате тесного сотрудничества ученые получили препарат, который, как они надеются, послужит основой для лекарства против рака.

Ученые выделили белок, с помощью которого малярийный плазмодий связывается с плацентой и доказали, что он связывается и с хондроитинсульфатом раковых клеток человека. Далее они присоединили к белку токсин, так что эта «сладкая парочка» сначала ищет раковые клетки и присоединяется к ним, а затем токсин проникает внутрь клеток и убивает их.

Препарат сначала протестировали на клеточных культурах, на многочисленных образцах разных опухолей, и показали, что он атакует более 90% типов опухолей. Затем препарат протестировали на мышах, которым имплантировали опухоли человека. Мыши, которые получали экспериментальный препарат, демонстрировали гораздо более высокие показатели выживаемости, чем контрольные животные. Например, у двух из шести мышей, которым «подсадили» рак простаты, опухоли исчезли через месяц после получения первой дозы препарата. У мышей с неходжкинской лимфомой (рак лимфатической системы), которым давали препарат, размер опухоли был существенно меньше, чем у контрольных мышей, а пять из шести экспериментальных мышей, на которых смоделировали метастатические опухоли костей, были все еще живы в то время, когда ни одной мыши из контрольной группы в живых не осталось.

Нормальные ткани конструкт, похоже, не атакует, и, возможно, что единственная проблема при применении препарата будет в том, что лечение не будет доступно для беременных, так как препарат будет атаковать плаценту. Но нужно убедиться, что препарат будет эффективно работать в организме человека, и проверить, не окажутся ли эффективные дозы чрезмерно токсичными. Для управления клиническими испытаниями на базе Университета Копенгагена создается биотехнологическая компания под названием VAR2pharmaceuticals, а научно-исследовательская группа сейчас работает над тем, чтобы клинические испытания препарата могли начаться, хотя, по словам ученых, это произойдет самое раннее через 4 года.

По: http://news.ku.dk