Кошачья мята и валериана для кошки – не наркотики!
Кот Моррис после дозы кошачьей мяты. © CC BY-ND 2.0/Marcus Ward

Кошачья мята и валериана для кошки – не наркотики!

Известно много химических соединений, способных вызвать «измененное состояние сознания» у человека: от табака и алкоголя до запрещенных наркотиков. А что насчет домашних питомцев? Так, производители зоотоваров выпускают лакомства и игрушки, которые содержат травы, меняющие поведение кошек. Следует ли давать их животным или это будет похоже на предложение спиртного ребенку?

Растения, запах которых вызывает у кошек эйфорическое поведение, известны давно, а некоторые даже названы в честь этих животных. К ним относятся кошачья мята (Nepeta cataria); кошачий тимьян (Teucrium marum); мататаби, или японская кошачья мята (Actinidia polygama); жимолость татарская (Lonicera tatarica); валериана лекарственная (Valeriana officinalis), а также ряд менее знакомых растений.

Кошачья мята обычно используется для кошек как «успокоительное» средство в Европе и Северной Америке, мататаби более популярна в Азии, а в нашей стране в этом качестве известна в основном валериана. Пузырек с «валерьянкой» есть почти во всех российских домах, и многим приходилось видеть, что случается с кошкой, когда она до него доберется…

Уже установлено вещество, содержащееся в кошачьей мяте, на которое реагируют кошки, – это непеталактон, монотерпеноидный лактон. Не так давно выяснилось, что аналогичную реакцию у животных вызывают еще несколько лактонов, близких по химической структуре, а также структурно отличающиеся молекулы, такие как производное пиридина актинидин, содержащийся в японской кошачьей мяте и валериане, дигидроактинидиолид и др.

Не все кошки одинаково реагируют на эти запахи, что, по-видимому, связано с генетически обусловленной разницей в специфичности обонятельных рецепторов. У одних кошек реакция на актинидин сильнее, чем на лактоны, другие не чувствуют его, но реагируют на лактоны, а некоторые невосприимчивы ни к одному из этих веществ.

Кот и кошачья мята – этим все сказано. © CC BY-NC 2.0/ Doug Greenberg

Есть разные точки зрения на механизмы и последствия воздействия этих аттрактантов на кошачий организм. К примеру, согласно одной из версий, непеталактон активирует эндорфиновую систему, действуя на кошек практически как наркотик. Другая версия – что запах непеталактона схож с запахом кошачьих феромонов, содержащихся в моче животных.

Чтобы внести ясность в этот вопрос, ученые из США и Австралии на протяжении более 2 лет регулярно давали нескольким кошкам привлекающие их растения (кошачью мяту, мататаби, татарскую жимолость, валериану и индийскую крапиву), а также отдельные активные химические соединения. В числе последних был и индол – единственное вещество в выделениях кошек, структурно близкое к известным кошачьим аттрактантам из растений.

Кошки, участвующие в эксперименте, проживали у самих экспериментаторов, которые могли внимательно следить за самочувствием и поведением испытуемых. В результате исследователи не выявили никакого негативного влияния на физическое и психическое здоровье животных, включая признаки зависимости и абстинентного синдрома. Эти результаты подтверждают предположение, что привлекающие кошек растения и их активные соединения не являются для них наркотиками и вполне безопасны для применения.

Ученые считают: нет доказательств, что эти вещества изменяют сознание кошек, как алкоголь или другие наркотики влияют на психику людей. Химические структуры «человеческих» наркотиков и кошачьих аттрактантов принципиально различаются, а растения, их синтезирующие, не принадлежат к семействам, куда входят производители опиатов, кокаина или каннабиноидов.

Измененное поведение животных длится недолго (от нескольких секунд до нескольких минут), затем кошка возвращается в нормальное состояние. А тот же непеталактон, к примеру, действует исключительно при связывании с обонятельными рецепторами в носу, но не оказывает никакого влияния при всасывании в кровь после приема через рот. Индол, кстати сказать, никакой реакции, похожей на эффект от кошачьих феромонов, в эксперименте не вызвал.

По мнению исследователей, эйфорическая реакция кошек на все эти летучие вещества растений выглядит скорее случайным капризом природы. Растения производят их для собственной защиты от летающих и ползающих фитофагов и паразитов, недаром эти вещества идентичны феромонам насекомых или очень похожи на них.

Однако этот каприз можно использовать – если есть необходимость уменьшить страх и беспокойство кошки в стрессовой ситуации или вы хотите просто побаловать и развлечь своего любимца. Ученые не видят к этому никаких препятствий.

Подробнее об этом