1922
Крупные собаки: расти быстро, умереть молодыми

Крупные собаки: расти быстро, умереть молодыми

Крупные животные, например, слоны и киты, в силу медленного обмена веществ обычно живут гораздо дольше, чем маленькие зверьки, например, мыши. Но эта закономерность в целом не соблюдается среди пород собак. Крошечные чихуахуа могут жить до 15 лет, а гораздо более крупные собаки – немецкие доги – всего до 8. Согласно гипотезе ученых из университета Колгейт г. Гамильтон (США), «виноваты» в этом свободные радикалы, которые интенсивно образуются в организме щенков собак крупных пород.

Свободные радикалы – молекулы, имеющие неспаренный электрон, в силу чего они все время норовят недостающий электрон у кого-нибудь «отобрать». Активно вступая с этой целью в химические реакции, свободные радикалы повреждают клеточные макромолекулы, что может приводить к развитию различных заболеваний, в том числе, онкологических. Большая часть клеточного пула свободных радикалов – побочный продукт производства митохондриями АТФ, необходимого для клеточных процессов источника энергии. Особенно много энергии требуется растущему организму, и он активно перерабатывает в нее пищу. В норме свободные радикалы нейтрализуются антиоксидантами, но они не справляются, когда свободных радикалов слишком много.

Ученые работали с примерно 80 образцами тканей собак крупных и мелких пород – образцы брали от только что умерших старых животных, а также из материала, который остается после процедуры купирования хвоста и ушей у щенков. Исследователи культивировали полученные из этого материала фибробласты – клетки соединительной ткани, в которых проанализировали ряд параметров.

Оказалось, что уровень продукции энергии, свободных радикалов и антиоксидантов примерно одинаков у представителей крупных и мелких пород взрослых собак. Но в культуре клеток, взятых от щенков крупных пород, в отличие от мелких, уровень свободных радикалов был слишком высок, чтобы антиоксиданты могли с ними успешно бороться. Вероятно, это следствие более быстрого обмена веществ, что связано с активным ростом щенков крупных собак. Повреждение клеток свободными радикалами в молодом возрасте может иметь долгосрочные последствия – и в результате жизнь животного будет короче.

Полученные результаты предварительные, планируются дополнительные исследования. Кроме того, короткая жизнь крупных собак по сравнению с мелкими может быть обусловлена и другими факторами. Но если гипотеза подтвердится, возможно, удастся продлевать жизнь крупных собак, вводя в рацион их щенков добавки, содержащие антиоксиданты, которые помогут избавиться от избытка свободных радикалов прежде чем будет нанесен ущерб здоровью животного.